Астана. 9 июля. КазТАГ – Взаимодействие Казахстана и США по Афганистану не направлено против третьих стран, сообщает пресс-служба министерства иностранных дел РК.
«Наше взаимодействие с США, в том числе по стабилизации ситуации в Афганистане, не девальвирует значимость и содержание отношений Казахстана с другими партнерами и союзниками и ни в коем случае не направлено против третьих стран», — заявили в МИД РК в понедельник, комментируя высказывания российского телеведущего Владимира Соловьева и участников его ток-шоу, прозвучавшие 2 июля в эфире российского телевидения.
В частности, В. Соловьев и гости его программы выступили с резкой критикой в адрес Казахстана, утверждая о планах по размещению военных баз США на Каспийском море.
«Хочется думать, что причиной таких комментариев является всего лишь невладение представителями российских СМИ и экспертных кругов фактами о реальном положении, нежели какое-то намеренное искажение оных. Факты же таковы, что речь идет о коммерческом железнодорожном транзите американских нелетальных грузов через территорию Казахстана для продолжения весьма необходимых для международного сообщества операций в поддержку правительства Афганистана. Кстати, перевозка должна осуществляться безостановочно в закрытых контейнерах под постоянным сопровождением казахстанской национальной компании. Поэтому, естественно, что ни о каких военных базах на Каспии речь не идет», — подчеркнули в казахстанском внешнеполитическом ведомстве.
В МИД РК повторили, что транзит используется только для невоенных грузов, добавив, что для перевозок задействована не только территория Казахстана, но и других стран, расположенных на маршрутах транспортировки от США до Афганистана.
«Аналогичный транзит раньше обеспечивался и российской стороной. С 2010 по 2015 годы транзит именно этих же грузов шел через территорию России, Казахстана и Узбекистана согласно условиям Северной распределительной сети (СРС). Казахстанско-американское соглашение об обеспечении указанного коммерческого ж/д транзита через территорию РК, подписанное в 2010 году, предусматривает те же самые условия, которые действовали в российско-американском соглашении. Подписав в сентябре 2017 года протокол к вышеуказанному соглашению, мы только дополнили перечень пунктов пропуска портами Актау и Курык», — уточнили в пресс-службе.
Отмечается, что в протоколе сохраняются все модальности, аналогичные условиям, предусмотренным в соглашении, действовавшем между РФ и США.
«Речь не идет о размещении американских военных баз или военных баз другого иностранного государства на Каспии. Отметим открытый и транспарентный процесс ратификации протокола к СРС, особенно, при тщательном обсуждении в стенах парламента Казахстана, проходившем в присутствии прессы. И до вынесения документа на утверждение проходили консультации с нашими партнерами, прежде всего, с коллегами из МИД РФ. При этом, Казахстан неизменно и со всей полнотой ответственности относится к своим обязательствам в рамках ОДКБ, о чем известно и западным странам, включая США», — добавили в МИД РК.
Как напомнили в министерстве, в соответствии с заявлением президентов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, подписанным по итогам Четвертого каспийского саммита 29 сентября 2014 года в Астрахани, деятельность прибрежных государств на Каспийском море будет осуществляться на основе согласованных ими принципов, «в том числе, неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам».
«Учитывая изложенное, Казахстан априори не может допустить присутствия вооруженных сил третьих государств и тем более размещения их военных баз на Каспийском море. Хотелось бы также подчеркнуть, что особый интерес у нас, как и у всего региона, вызывает стабилизация ситуации в Афганистане. Нестабильность в ИРА создает угрозу не только для приграничных государств, но и для всей Центральной Азии, а также России. Казахстан поддерживает все международные инициативы, направленные на стабилизацию и установление постоянного мира в ИРА, включая Московский процесс», — отметили в ведомстве.
В МИД РК добавили, что Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии практического взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами в борьбе с международным терроризмом, в том числе с ИГ (ДАИШ – КазТАГ) и иностранными боевиками-террористами, а также с другими вызовами и угрозами транснационального характера.
«Мы ведем работу в данном направлении, опять же и с учетом наших возможностей в качестве непостоянного члена совета безопасности ООН в 2017-2018 годы и председателя этого органа в первом месяце нынешнего года», — говорится в сообщении.
Как напомнили в ведомстве, эти вопросы обсуждались и в ходе официального визита президента РК Нурсултана Назарбаева в США в январе 2018 года, «учитывая, что наша страна предоставляет значительную гуманитарную помощь Афганистану (превысившую объем в $75 млн), в том числе для обучения афганской молодежи и специалистов, и заинтересована в реализации ряда экономических проектов».
«В целом, надеемся, что Россия и Соединенные Штаты найдут «общие точки соприкосновения», возможно, уже в ходе предстоящей в ближайшее время встречи президентов двух стран в Хельсинки. Мы весьма заинтересованы в восстановлении доверия и конструктивного диалога между Москвой и Вашингтоном», — заключили в МИД РК.