Война Миров. Кремль нарушил внутреннюю этику «осажденной крепости»

Пенсионная реформа резко уронила рейтинг Владимира Путина

— Россия в идеологическом плане остается эклектичным конгломератом из разных эпох, где «лебедь», «рак» и «щука» тянут лоскутное одеяло в разные стороны. Флаг – от Российской империи, гимн от СССР, двуглавый орел на гербе и монетах то без корон, скипетра и державы, то с ними, официального национального девиза вообще нет. На этой почве правящая элита имеет в голове свой государственный курс, а разные группы населения – свой. История с повышением пенсионного возраста рельефно продемонстрировала, что реальная политика Кремля и ожидания народа разошлись кардинально. А это плохо, поскольку в ситуации внешнего давления и эффекта «осажденной крепости» социальная сплоченность чрезвычайно важна прежде всего для политического руководства страны.

Существуют жесткие классовые ограничения восприятия реальности. Наиболее полно это демонстрирует российский премьер-министр Дмитрий Медведев, когда советует учителям менять сферу деятельности на бизнес (раз низкие зарплаты не нравятся), а пенсионерам – «денег нет, но вы держитесь». В свое время на этом погорело самодержавие при Николае II – государь не осознавал вещей, которые ему пытались объяснить в своих аналитических записках люди вроде Петра Дурново.

Российский писатель Кирилл Бенедиктов считает, что Владимир Путин строит из России конкурентоспособную державу. Возможно. Но прежде всего бросается в глаза приоритет удержания власти при существующей социально-экономической модели. Модель же себя изжила во всех отношениях. Когда вице-премьер Юрий Борисов заявляет, что вместо покупок танка «Армата» нужно модернизировать старые, а форсировать производство Су-57 (истребитель пятого поколения) не стоит (достаточно Су-35) – это уже диагноз. Если в стране, пребывающей в условиях вялотекущей войны, нет денег на уже разработанные конструкторами и хорошо зарекомендовавшие себя образцы военной техники, значит «приплыли».

пенсионный возраст

Повышение пенсионного возраста тоже из разряда «нет денег». Однако население с этим несогласно и указывает на режим сверхпотребления олигархов. Пусть государственного девиза у России нет, но негласная формула у данного исторического и геополитического пространства присутствует: терпеливость, справедливость, безопасность (в самом широком смысле всех трех терминов). Терпеливость иссякла, потому что нарушена социальная справедливость (она подразумевает доступ как к материальным, так и к духовным благам). В Индии, например, с ее кастовой системой ценности социальной справедливости в обществе нет, а в России она один из базовых стержней менталитета. Поэтому увеличение числа долларовых миллиардеров в последние годы на фоне падения доходов и платежеспособности населения (порой целые регионы «опадают» – Ивановская область, Бурятия) объективно создает социальное напряжение. Пенсионная реформа просто «подарила» обществу канал для слива накопленного социального и политического недовольства.

Разработчики и лоббисты пенсионной реформы апеллируют к тому (помимо рекомендаций МВФ), что возраст выхода на пенсию не поднимался с 1932 года. А в 1939 году, например, средняя продолжительность жизни в СССР составляла 42 года. Все это правда, но не учитывается весь комплекс социально-экономического, политического и идеологического формата, в котором люди жили в советское время и находятся сейчас. В период Великой Отечественной войны советская партийно-хозяйственная номенклатура составляла 50 тысяч человек. Ее пайки кардинально отличались от основной массы населения (нормативы и приказы по этой линии являлись секретными). Совокупный общественный продукт в России исторически невелик и он не может поддерживать большой по численности господствующий класс. Поэтому весь советский период государство ранжировало и ограничивало потребление не только рядового населения, но и правящей элиты.

Ретроспектива на правящий класс России – боярство – дворянство – пореформенное (после 1861 года) чиновничество – советская номенклатура – показывает, что каждая следующая управляющая группа становилась более многочисленной с одной стороны и с меньшим количеством собственности с другой. То есть дворяне беднее бояр, а чиновники вообще солариат (люди, живущие на зарплату). Историк и социолог Андрей Фурсов в «освобождении» советских управленцев от собственности видит преемственность (пусть и через разрыв) общей цивилизационной линии России.

Перелом произошел в 90-ые годы прошлого века, когда «общенародная», а фактически государственная собственность была приватизирована в интересах узкого круга лиц. Сказочное обогащение одних произошло на фоне массового обнищания других. В 1989 году в Восточной Европе за чертой бедности жило 14 млн человек (включая Европейскую часть СССР). В 1996 году этих людей было 168 млн. «Самый большой погром среднего класса в истории» – из доклада ООН 2002 года.

При жуткой поляризации доходов населения Кремль умудрился принять вызов со стороны коллективного Запада и вернул себе Крым после госпереворота на Украине. Рейтинг президента Путина после воссоединения России с полуостровом резко вырос за счет патриотической части политического спектра. Но сказав «А» Кремль не перешел к «Б» (самопровозглашенные республики Донбасса в неопределенном и хрупком положении), а санкции Запада стали делать свою работу – деньги из российского бюджета и экономической жизни ушли.

Многие наблюдатели ожидали, что после санкционных пакетов со стороны США, Евросоюза, Японии, Канады, Австралии и обрушения цены «черного золота» и «голубого топлива» Москва перейдет к мобилизационной экономике со всеми полагающимися хозяйственными, социальными, идеологическими и управленческими изменениями. Однако ничего подобного не произошло. Социально-экономическая модель осталась прежней, только функционирующей в ухудшившейся мировой конъюнктуре и с все более падающей эффективностью.

Даже на фоне Казахстана проводимая Кремлем экономическая линия вызывает недоумение. Здесь очень показателен пример с повышением НДС (налог на добавленную стоимость) с 18 до 20% с 1 января 2019 года. Данная мера российские предприятия пищевой промышленности, оперирующие на казахстанском рынке, сделает неконкурентоспособными – в Республике Казахстан НДС 12%. При этом Москва в рамках Евразийского экономического союза настаивает на унификации налоговой сетки. Из Астаны отвечают: хорошо, давайте гармонизировать, делаем 12% как у нас. Россия: нет, народ просит 20%!

пенсионный возраст

Коррупция – это отдельная тема в российской действительности. Реально нет смысла России переходить к реиндустриализации без решения проблемы коррупции. Но Кремлю бороться с казнокрадством при существующей системе властно-хозяйственных связей – это фактически начинать мини-гражданскую войну. К тому же для подобной политики требуется ярко выраженная политическая воля. Ничего подобного в сфере реальной политики не наблюдается, плюс анонсированы массовые увольнения в крупных компаниях вроде РЖД и «Сбербанк». И на таком фоне «бонусом» для населения стало повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и 8 для женщин. Даже партия власти «Единая Россия» не смогла проголосовать за закон в первом чтении в полном составе – ряд заметных персон вроде хоккеиста Вячеслава Фетисова голосовал против.

После Крыма, Донбасса и Сирии «черную метку» от коллективного Запада получил не только Путин, но и русские вообще. В таких условиях нужно дорожить социальной сплоченностью общества, ибо в противном случае на что можно рассчитывать в схватке с более сильным по большинству параметров противником? Но президент России нарушил фундаментальный принцип поведения власти в условиях осажденной крепости. Даже вето на закон мало что изменит в отношении конкретно Владимира Путина. Как заметил экономист Михаил Делягин, если плюнуть человеку в лицо, а потом стерпеть плевок платком, то оскорбление все равно останется.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.