В художественном фильме «Хорошее убийство» режиссера Эндрю Никкола достаточно полно раскрыта технология использования ударных беспилотников вооруженными силами США против исламистов. Кино снято в 2014 году о событиях 2010-го. Неудачное покушение на президента Венесуэлы Николаса Мадуро 4 августа 2018 года в Каракасе осуществлено сравнительно миниатюрными дронами, однако находившейся на них взрывчатки в случае выхода на цель для убийства главы государства имелось достаточно. Будущее сейчас наступает очень быстро, к тому же беспилотники куда более легкий для приобретения товар, чем полоний, и менее хлопотный.
За XX век Вашингтон успел обжечься на прямых государственных переворотах и вторжениях в Латинской Америке. Например, источники утверждают, что после высадки американских десантников и морских пехотинцев на Гренаде в 1983 году, Маргарет Тэтчер так громко «отчитывала» Рональда Рейгана по телефону, что тому приходилось отодвигать трубку от уха. Теперь политические технологии поменялись: против неугодных Белому дому режимов используются внутренние социальные и политические группы, соседние государства, международные организации и структуры, масс-медиа и прочие инструменты «двойного назначения».
Пик противостояния Венесуэлы и США пришелся на правление Уго Чавеса. В Латинской Америке мусульман мало, поэтому тема политического ислама неактуальна, а противостояние Вашингтону и находящимся в его фарватере правительствам осуществляется через педалирование социалистических и коммунистических идей самого широко спектра – от Маркса и Ленина до Троцкого и Мао Цзэдуна.
Венесуэльские зарплаты конца 90-ых гг. XX века – 1/3 от зарплат конца 70-ых гг. по покупательской способности. Когда одно из самых благополучных государств Нового Света кратно проседает по доходам населения – неизбежны социальные катаклизмы (безработица, коррупция, рост преступности, особенно уличной, манифестации протеста). Правительство Чавеса на фоне общественного недовольства сначала пришло к власти, а затем к очевидному выводу, что поднятие жизненного уровня населения невозможно без «ужимания» американских нефтяных компаний. За национализацию Каракасом нефтяной отрасли Вашингтон обиделся и стал наращивать санкции.
Сегодняшняя Венесуэла во главе с Мадуро – это мощная антиреклама социализму, антиамериканизму (в смысле против США), антилиберализму и антиимпериализму. Западные и проамериканские СМИ показывают картинки товарного дефицита из венесуэльских городов и спрашивают: так хотите? Цены на «черное золото» сильно упали по сравнению с первой половиной «десятых» годов и Вашингтон уже не столь активно заинтересован в получении назад нефтяной отрасли этой страны – актив подешевел. Но Белый дом в принципе не любит, когда в его заднем дворе (то есть во всей Латинской Америке) кто-то на уровне государственного руководства ведет себя «не дисциплинированно». Поэтому ситуация с кризисной Венесуэлой двоякая: здесь и социальные катаклизмы хороши и свержение Николаса Мадуро вместе с социалистами тоже хорошо.
Надежды США на сценарий, при котором голодающее население свергнет Мадуро, пока не оправдались. Дело в том, что в 90-ые годы прошлого века, еще до прихода Чевеса к власти, венесуэльцы уже устраивали массовые протесты из-за недоступности продовольствия (тогда в силу ценовых факторов). Поэтому рядовой обыватель знает, что правая оппозиция индифферентно относится к его потребностям и нуждам. Венесуэла вообще классическое расколотое общество, но большинство (либо самая сильная часть населения) пока режиму Николаса Мадуро говорит молчаливое (а на выборах 20 мая текущего года и письменное) «да». Армия и силовые структуры вообще – одни из бенефициаров проводимой левыми политики, поэтому в основной своей массе силовики действующую власть поддерживают.
Социалистам маневра для отступления практически нет. Наглядный сценарий возможного для них будущего демонстрирует соседняя Колумбия. Там асимметричная гражданская война велась с 1964 (активно с 1966) по 2016 год. Последними сложили оружие Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) в количестве 17 тысяч бойцов. В августе месяце из этого западного соседа Венесуэлы поступает информация, что 5-10 левых активистов убиваются «эскадронами смерти» и другими ультраправыми военизированными формированиями ежедневно. Правительство Колумбии выделило лидерам FARC охрану в лице солдат правительственных войск, но их убивают вместе с охраняющими военнослужащими, что свидетельствует о высочайшей степени общего накала противостояния. Учитывая систематические осложнения и кризисы между левым Каракасом и правой Боготой вполне естественно, что среди участников неудавшегося заговора Мадуро перечислил крупных колумбийских политических деятелей. В список организаторов попал и Хуан Мануэль Сантос, сложивший 7 августа 2018 года полномочия президента Колумбии.
Венесуэльские следственные органы озвучивают сумму в $50 млн, совокупно выделенную на организацию покушения против президента страны. Дабы понять порядок цифр учтем, что Пентагон платит за ракету «Томогавк» $1,45 млн (в зависимости от модификации), а ракета для американского боевого БПЛА в 2010 году стоила $68 тыс. Разумеется, против Николаса Мадуро использовали не мощные ударные беспилотники армии США, а из категории «ширпотреба». «Кустарные» дроны тоже вещь серьезная, о чем свидетельствует по крайней мере один удачный налет с использованием БПЛА на российскую базу ВКС «Хмеймим» в Сирии.
Как бы то ни было, 4 августа 2018 года открыло новую страницу в летописи покушений на глав государств. К снайперской винтовке, пистолету, яду, гранатам и взрывчатке на поясе смертника добавилось новое слово в развитии военной техники – беспилотный летательный аппарат. Насколько можно судить по информационной ленте, первой отреагировала служба безопасности турецкого президента. Реджеп Тайип Эрдоган лично позвонил Мадуро со словами поддержки, а в штате его охраны наряду со снайперами появились зенитчики. В нынешнем качающемся мире безопасность от дронов нужна не только тем политическим лидерам, которые находятся в высокой степени политического противостояния со своими оппонентами, но и многим другим хотя бы из соображений профилактики.
Для президента смерть от дрона не только обидная, но и унизительная. Когда гибнешь при штурме дворца – героизм, закидали гранатами на параде – тоже солидно, убили из снайперской винтовки – слава. А тут какая-то жужжащая штука с винтами и проводками, напрочь лишающая смерть политического лидера ореола сакральности и достоинства. Если военно-технический прогресс сохранит имеющийся темп, а политическая стабильность продолжит таять как снег на солнцепеке, то атаки беспилотников перейдут в разряд бытового криминала. «Пресс-служба РУВД Сузакского района Туркестанской области сообщает, что атака дронами на фермера М. была осуществлена его соседями Ж. и Т. из-за споров по поливной воде в общем арыке». Как-то так.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.