По некоторым прогнозам, выборы в мажилис пройдут не в 2021 году (согласно Конституции), а несколько раньше – возможно, даже в 2019-м…
«Досрочные выборы стали политическим ритуалом» — Политолог, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай УМБЕТАЛИЕВА — В последнее десятилетие практически у нас не было парламентских выборов в назначенный Конституцией срок, они у нас в большинстве своем досрочные. Поэтому не вижу причин для изменения этой практики со стороны государства и сегодня.
Да, возникает вопрос – какие из партий будут принимать участие и будет ли в этом участвовать «Жана Казахстан»? В идеале, конечно, желание принять участие должно быть у всех. Это возможность реализовать главную цель деятельности партий – получить места в парламенте, то есть борьба за власть. Но в казахстанской ситуации, безусловно, участие партий в избирательной кампании зависит от многих других факторов, нежели – борьба за власть.
Самый важный пункт – это финансирование, ограничения, которые есть в казахстанском законодательстве, и этот пункт делает партии очень зависимыми от государства и от сигналов, которые будут поступать от государства.
Нужно учитывать тот факт, что государству сегодня важно показывать свою ориентированность на демократические правила, поэтому оно заинтересовано, чтобы в избирательном процессе было как можно больше участников. В связи с чем, предполагаю, что государственные структуры, которые будут курировать этот процесс, будут стараться привлечь всех легитимных политических субъектов.
«В ожидании интриги. Какими должны быть выборы в Казахстане?» — Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» — Поводом для возможного проведения парламентских выборов в досрочном порядке вполне может стать внесение в июне этого года поправок в конституционный закон о выборах. Речь идет об изменении системы выборов депутатов маслихатов страны с мажоритарной на пропорциональную. В связи с этим не исключено, что в скором времени будет поставлен вопрос о роспуске действующих маслихатов и проведении досрочных выборов депутатов следующего созыва на основании приведения их в соответствие с обновленным выборным законодательством. Поскольку же с 1999 года в Казахстане местные выборы проводятся одновременно с парламентскими (исключение было сделано только в 2003 году), то вполне вероятно, что обновлять будут депутатский состав не только маслихатов, но и мажилиса парламента.
В любом случае, если транзит власти начнется в 2020 году в рамках проведения очередных президентских выборов с выдвижением кандидатуры кого-либо из потенциальных преемников Нурсултана Назарбаева, то для Акорды будет выгодно иметь к этому времени качественно обновленную в партийном и персональном отношении систему представительных органов власти.
Возможно, произойдут определенные изменения и в среде политических партий, включая позиционирование, лозунги, руководящий состав и т.д. Что касается вероятности появления новых партий, то, по крайней мере, на сегодняшний день заявлены инициативы по созданию партии «Алаш» и движения «Жаңа Қазақстан» с вероятным намерением впоследствии преобразоваться в партию. Однако воплощение этих инициатив в жизнь во многом будет зависеть от того, чем и насколько они могут быть интересны действующей власти.
Артур НИГМЕТОВ, политолог — Обычно в Казахстане выборы проводятся раньше того срока, который четко обозначен в Конституции. Но, несмотря на всякого рода «прогнозы» экспертов, которые зачастую состоят из кулуарных слухов, прямых предпосылок для проведения внеочередных парламентских выборов я не вижу.
Планы по организации досрочных парламентских выборов должны иметь ряд прямых и косвенных признаков, в том числе активизацию партийно-политического поля. Лидеры партий, как правило, начинают активную подготовку к электоральному циклу, их функционеры ездят по регионам, встречаются с населением, проводят массовые мероприятия, усиливают работу на парламентской и иных трибунах. Особенно это касается правящей партии «Нур Отан».
Кланово-олигархические группы в последнее время ведут ожесточенную борьбу за сферы влияния. В этом контексте парламент является важным политическим плацдармом. В этом и заключается интерес экспертного сообщества к предстоящему очередному или внеочередному электоральному циклу.
Руслан ТУСУПБЕКОВ, политолог — Не секрет, что страна готовится к транзитному периоду. Уже принят Закон «О Совете Безопасности». В этих условиях парламентские выборы – одно из необходимых условий спокойной и тихой передачи власти.
Убежден, что нам не нужен двухпалатный парламент. Во-первых, он необходим для федеративных государств, поскольку верхняя палата обычно выражает интересы субъектов федерации. Классический пример – Совет Федерации, куда входят по два представителя от субъектов РФ. Во-вторых, верхняя палата нужна странам с большим количеством населения… Но у Казахстана нет в ней никакой необходимости – мы государство унитарное с небольшим населением. Да и нижняя палата у нас, если честно, раздута непомерно (107 депутатов).
Да и не в количестве дело, а в качестве принимаемых законов и эффективности парламента в целом. Наш сенат все больше напоминает некий почетный орган, куда отправляют политических «аксакалов». И таких «аксакалов» у нас целых 47!
Мой идеал казахского парламента – однопалатный, с количеством депутатов не более 80, избираемых обязательно по мажоритарной избирательной системе. При ней избиратель будет голосовать не за партийный список, как сейчас у нас принято, а за конкретного кандидата, за его личные качества.
«Новая конструкция власти в РК выглядит более стабильной с учетом рисков «транзита»» — Политический аналитик, главный редактор информационно-аналитического ресурса «Rezonans.kz», советник Секретаря ЦК КНПК по политическим вопросам Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ — На сегодня партийное поле Казахстана представлено шестью политическими партиями: три парламентские партии, выражающие одну из классических моделей парламентаризма (правые, левые, центр – «Ак Жол», Коммунистическая Народная партия, «Нур Отан»), и три политические организации, регулярно принимающие участие в выборных процессах – Общенациональная социал-демократическая партия, Партия патриотов «Ауыл» и «Бiрлiк».
В 2017- начале 2018 года процесс партстроительства в Казахстане значительно активизировался. Это служит дополнительным косвенным свидетельством тому, что крупная избирательная кампания республиканского масштаба явно не за горами. Так, например, уже в прошлом году началось формирование партии «Алаш» и, по заявлению одного из инициаторов ее создания Сырыма Абдрахманова, документы скоро будут переданы для регистрации в Министерство юстиции РК. Внимание привлекает и общественное объединение национал-патриотического (проще говоря, националистического) направления «Жаңа Қазақстан», создатели которого – известные политологи, лидеры общественного мнения и общественные деятели – не скрывают своих политических амбиций. Что в итоге ждет данные политические проекты, практическая реализация или же бесславный конец после громкого появления, сказать сейчас сложно. Моя личная позиция: чем больше партий и активных общественных движений будет в Казахстане, тем лучше и для общества, и для страны, как бы отрицательно к некоторым из них я не относился.
На возможных досрочных парламентских выборах КНПК имеет солидные шансы преодолеть семипроцентный барьер и вновь подтвердить свой парламентский статус, а также свою значимую роль на партийно-политическом поле Казахстана.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.