Прогнозируемый некоторыми отход Казахстана от добрых связей с Россией предполагает его уход из-под ее защитного зонтика

Уйти-то, наверное, можно. Да только куда в этом случае Астана придет?! Казахстан – огромная по территории редконаселенная страна, находящаяся на стыке Юго-Восточной Азии, Европы и Среднего Востока

Издание Jamestown Foundation опубликовало статью под названием «Western Sanctions Against Russia Leave Kazakhstan Exposed» — «Западные санкции против России делают Казахстан уязвимым».

В ней говорится так: «Хотя в казахстанской прессе неоднократно предпринимались попытки поставить под сомнение целесообразность альянса страны с Россией, в настоящее время националистический дискурс всецело отсутствует в мейнстримовых (ведущих) средствах массовой информации. Несмотря на то, что Казахстан не может с легкостью оторваться от своего гигантского северного соседа, последствия российского противостояния с Западом, вину за которые многие в Казахстане все больше и больше склонны возлагать на Москву, способны подорвать двусторонние отношения.

казахстан россия

В июне 2018 года председатель казахстанского Сената Касымжомарт Токаев заявил, что, по его мнению, Назарбаев, занимающий пост главы государства с 1991 года, может решить больше не баллотироваться на пост президента. Следующие президентские выборы назначены на 2020 год, но они могут быть, согласно местной традиции, объявлены досрочно.

С учетом немногочисленности конкретных результатов в виде плодов курса на укрепление интеграции в рамках ЕАЭС и тех дополнительных экономических проблем, с которыми Казахстану придется иметь дело в свете налагаемых на Россию санкций, представляется возможным одно. А именно — то, что следующий лидер этой центрально-азиатской республики будет дорожить добрыми связями с Россией в куда меньшей степени, чем Назарбаев и его режим (Vlast.kz, 21 июня)».

Допустить вероятность ослабления традиционной союзнической привязанности Астаны к Москве в последующие времена, конечно, можно. Но в этом случае тут же возникает такой вопрос: тогда на чей же защитный зонтик ей в дальнейшем надо будет полагаться?! Даже такие крупные государства, как Германия и Япония, куда более могущественные в экономическом и военно-политическом отношении, чем Казахстан, по большому счету неукоснительно следуют во внешнеполитическом фарватере США. Иначе говоря – они, как многие десятилетия назад, продолжают дорожить добрыми связями с Америкой. Такая привязанность, конечно же, имеет свое логическое объяснение. Америка, образно говоря, держит над ними свой защитный зонтик.

Аналогичным образом могла бы объясняться традиционная союзническая привязанность Астаны к Москве. Отход от добрых связей с Россией предполагает уход из-под ее защитного зонтика. Уйти-то, наверное, можно. Да только куда в этом случае Астана придет?! Казахстан – огромная по территории редконаселенная страна, находящаяся на стыке Юго-Восточной Азии, Европы и Среднего Востока. Ей сам инстинкт самосохранения должен подсказывать необходимость нахождения под защитным зонтиком той или иной великой державы, расположенной поблизости. Сейчас это – Россия.

Но, видимо, много сейчас находится в мире сил, заинтересованных в изменении положения Казахстана в геополитическом раскладе Евразии, что в любом случае предполагает возникновение сопряженной с дестабилизацией ситуации в самой стране и вокруг нее. В контексте такой тенденции примечательным представляется сталкивание лбами Москвы и Астаны усилиями западных СМИ и их авторов. Это делается уже давно и на регулярной основе. Выше мы видели то, как Москву пугают отходом Астаны от добрых связей с Россией. А ниже мы приведем пример обратного порядка. Посудите сами.

казахстан россия

Издание Al Jazeera America в свое время опубликовало материал под названием «The Ukraine crisis: Putin’s dress rehearsal for what?» — «Украинский кризис: Генеральная репетиция Путина для чего?». В нем излагается следующее: «Россия повернется на восток ради рынков, союзников и завоеваний.

Две самые важные страны в Центральной Азии – это Узбекистан и Казахстан.

Россия предпочла бы, чтобы волнения имели место в Казахстане, а не в Узбекистане.

Русские составляют около четверти населения Казахстана, их доля приближается к 50 процентам на севере страны. Как и в случае с Украиной, многие русские считают, что значительная доля Казахстана является частью России, хотя эмоциональная связь не столь велика. В данном в 1994 году интервью журналу Forbes писатель Александр Солженицын без обиняков заявил: «Весь Северный и Северо-Восточный Казахстан на самом деле являются частью Южной Сибири».

Политические волнения позволят русским воссоединиться со своими братьями и сестрами, оказавшимися в чужой стране после распада СССР. Логика поворота России с запада на восток требует того, чтобы она забрала себе значительную часть Казахстана.

Если европейские бизнесмены неохотно поступаются выгодными торговыми соглашениями из-за вторжения России в суверенное европейское государство, можно рассчитывать на то, что они останутся безразличными к тому, что она отрежет себе северную половину Казахстана».

Комментарии, как говорится, излишни. А вот выводы делайте сами.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.