Астана. 29 октября. КазТАГ – Баубек Коныров. Государственные обязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане, сказал председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента РК Нуртай Сабильянов.
«Низкая инвестиционная привлекательность проектов ГЧП. По состоянию на 15 октября 2018 г. заключено 443 договора ГЧП на сумму Т1 трлн 96 млрд. При этом объем государственных обязательств составляет Т1 трлн 51 млрд, а частных инвестиций – Т334 млрд. Соотношение бюджетных средств к привлеченным частным инвестициям составляют три к одному, то есть на каждый Т1 частных инвестиций, Т3 – это обязательства государства. При этом разгрузки бюджета не происходит. Государственные обязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов», — сказал Н. Сабильянов в ходе правительственного часа в понедельник.
В качестве примера мажилисмен перечислил такие проекты, как проекты по строительству и эксплуатации пункта пропуска «Нұр жолы», строительству Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), модернизации и эксплуатации системы освещения здания административно-
«Министерству национальной экономики следует активнее использовать формы ГЧП, замещать бюджетные средства частными инвестициями, выработать приоритетные направления для проектов ГЧП, предполагающих максимальное снижение бюджетных затрат», — добавил Н. Сабильянов.
Он также напомнил, что главой государства была отмечена важность широкого привлечения частных инвесторов не только при строительстве дорог, газопроводов, больниц, школ и других объектов, но и в ходе их реконструкции и технического обслуживания.
«Закон предусматривает снятие ограничений по всем сферам применения, расширяет состав участников, упрощает конкурсные процедуры ГЧП и другое. Сегодня в разных секторах экономики заявлено более Т1 тыс. проектов ГЧП, заключено 443 договора, из которых, 66% приходится на сферу образования, 16% – здравоохранения, 8% – культуры и спорта, 9% — на оставшиеся сферы деятельности. Практически не охваченными проектами ГЧП остались сферы водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, транспорта, строительства дорог, связи, туризма, жилищного строительства и культура. В социальной сфере реализуется всего четыре проекта, в сельском хозяйстве – семь проектов», — указал мажилисмен.
Кроме того, по его словам, за три года не был реализован ни один проект ГЧП при строительстве инфраструктуры специальных экономических зон.
«Хотя для этого депутатами парламента в законе «О государственно-частном партнерстве» был заложен правовой механизм. Таким образом, с принятием основного закона «О государственно-частном партнерстве» и расширением возможностей создания ГЧП, ситуация существенно не изменилась», — подчеркнул Н. Сабильянов.
Также, как было отмечено в ходе правчаса, требуется выработать инструменты стабильности заключаемых договоров и привлекаемых инвестиций из-за такого фактора, как валютные риски.
«Например, по концессионному проекту БАКАД, переговоры были начаты еще в 2010 году с изначальным финансированием в долларах США. Из-за валютных колебаний стоимость проекта в тенге увеличилась в два раза. По этой и ряду других причин сдвинулись сроки подписания и реализации договора. Поэтому уполномоченным органам необходимо максимально просчитывать возможные риски по ГЧП и предусматривать механизмы по их снижению», — заключил Н. Сабильянов.