Джоанна Лиллис проливает свет на секреты Казахстана

Создание ДВК (речь идет о его оригинальном варианте, а не о том варианте, который сейчас существует и находится под запретом в Казахстане) 17 ноября 2001 года – это теперь уже история

Издание European Interest опубликовало статью Теодороса Бенакиса под названием «Interview: Joanna Lillis sheds light on Kazakhstans secrets» — «Интервью: Джоанна Лиллис проливает свет на секреты Казахстана» в виде интервью с Джоанной Лиллис, автором книги «Dark Shadows. Inside the Secret World of Kazakhstan» («Темные тени. Внутри секретного мира Казахстана»).

история власти

«Теодорос Бенакис: «В ходе предыдущего десятилетия некоторые известные политики и бизнесмены пытались создать альтернативную политическую партию. Весь этот план потерпел неудачу, и многие из них попали в тюрьму, а другие бежали из страны. Почти все они — такие люди, как Мухтар Аблязов, Мухтар Джакишев, Виктор Храпунов и теперь еще предприниматель Искандер Еримбетов, — сталкиваются с обвинениями в мошенничестве и коррупции. Сами же они утверждают, что речь идет о политически мотивированных обвинениях в их отношении. Считаете ли вы, что там имела место «война» между олигархами и группами интересов внутри номенклатуры страны? Или вы думаете, что эти люди привержены демократизации Казахстана?».

Джоанной Лиллис: «Вы спросили о попытках олигархов и бизнесменов сформировать оппозицию. Это интересный вопрос, и ответ на него предполагает упоминание первой осмысленной попытки по созданию нацеленной на проведение реформ группы, которая имела место в 2001 году. Тогда впервые был создано движение «Демократический выбор Казахстана» (речь идет о его оригинальном варианте, а не о том варианте, который сейчас существует и находится под запретом в Казахстане).

Важно помнить, что как тогда, так и позже в такие попытки были вовлечены не только предприниматели и олигархи, но и также лидеры гражданского общества, политики и другие представители общества.

Что же касается политических битв с участием олигархов и преследующих корыстные интересы группировок, их было много за все эти годы. Некоторые попытки сформировать оппозиционные группы являлись, вероятно, частью сценария подобных столкновений. Но такие «войны» и сейчас все еще ведутся между элитными группировками без всякого намека на какую-то оппозиционность».

история власти

Движение «Демократический выбор Казахстана» впервые публично заявило о себе 17 ноября 2001 года. Это выступление произвело большой эффект на общественное мнение Казахстана. С него, как считается, взял старт процесс политизации так называемой «революции младотурков». Но причем тут, спрашивается, «младотурки»? А вот причем. Еще весной 1998 года произошло то, что с легкой руки журналиста-обозревателя Михаила Устюгова, снискавшего в ту пору большую популярность у казахстанской телевизионной аудитории, получило название «младотурецкая революция». Выразилась она в том, что на высшие руководящие посты было выдвинуто поколение молодых людей, не имевших прежде партийно-номенклатурного опыта работы и добившихся значительного успеха с наступлением рыночных перемен. А начиная с 15 ноября 2001 года, с этими самыми «младотурками» стало ассоциироваться возникновение заявившего тогда громко о себе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана».

С середины ноября 2001 года исподволь назревавший до той поры кризис власти принял характер открытого и практически непримиримого противостояния различных сил в рамках истеблишмента. Теперь, по прохождении стольких лет, уже понятно, что тогдашние надежды общества на разрядку обстановки в среде правящей верхушки не оправдались. Впереди ничего, кроме государственного эволюционного тупика, не предвидится. Ни правовых, ни политических механизмов регулирования подобного рода конфликтов в стране еще не сформировано. Почему – это другой вопрос.

Все это говорит о том, что кризис государственного управления в Казахстане все больше и больше усугубляется. Но при этом реальной альтернативы ему пока не видно. Оппозиция продолжает оставаться относительно слабой. Правящий режим много говорит о модернизации, а сам между тем, наоборот, все сильней и сильней архаизируется. Этот процесс проявляется, прежде всего, в продолжающейся абсолютизации исполнительной власти.

В условиях вышеописанного порядка мысли о перспективах страны все же приходится связывать с оппозицией. Потому что ничего иного и не остается. Другой вопрос – какую оппозицию следует поддерживать.

Как бы то ни было, нынче 17 ноября предстоит отмечать 17-летие «первой осмысленной попытки по созданию нацеленной на проведение реформ группы». Теперь это уже история. Так эту попытку, видимо, и следует рассматривать.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.