Экспертное мнение: Девальвация юаня улучшила условия для китайских экспортеров в торговле с США, но в торговле с Россией и Казахстаном они ухудшились

Алматы. 19 ноября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Девальвация юаня улучшила условия для китайских экспортеров в торговле с США, но в торговле с Россией и Казахстаном они ухудшились, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК Сергей Домнин.

«Действительно, китайская валюта ослабела по отношению к доллару примерно на 10% с начала года, но за этот период ослабели по отношению к юаню и тенге, и рубль. То есть торговые условия Китая улучшились в торговле с США, но в торговле с РФ и Казахстаном – ухудшились. Поэтому сомнительно, что фактор обменного курса приведет к увеличению объемов экспорта в РФ и РК», прокомментировал С. Домнин для КазТАГ сообщение о том, что Центральный банк Китая продолжил девальвацию юаня после краткого периода укрепления.

Рост китайского экспорта в Казахстан по данным за первую половину 2018 года, продолжает эксперт ИМЭП, увеличился на 17%.

«Его (экспорт – КазТАГ) стимулируют другие факторы: восстановление спроса на потребительские и инвестиционные товары, расширение масштабов электронной торговли и, конечно, углубление кооперации и реализация проектов с участием китайских компаний (не только собственников, но и подрядчиков) на территории РК», — уточнил С. Домнин.

Транзит из Китая в Россию через Казахстан будет расти, уверен эксперт ИМЭП, но обменный курс тут тоже ни при чем: по мере увеличения товарооборота между европейской частью России, Уралом и Китаем наша транспортная сеть будет загружаться все больше и больше.

На вопрос, получат ли резиденты Казахстана экономию на тарифе при реэкспорте китайских товаров через свою территорию, С. Домнин ответил отрицательно.

«Казахстан и Россия с 2011 года находятся на одной таможенной территории, и, даже несмотря на изъятия, которые применяются к Казахстану по условиям присоединения к ВТО (Всемирной торговой организации – КазТАГ), на большую часть товарных позиций действуют одинаковые таможенные пошлины. А в случае с изъятиями, при реэкспорте казахстанской компании придется доплатить недостающую часть пошлины в соответствии с единым таможенным тарифом ЕАЭС. Это значит, что экономии на тарифе резиденты РК не получают», — пояснил эксперт ИМЭП.

На налоговых платежах, продолжил С. Домнин, значительной экономии казахстанское резидентство также не дает.

«А то, что транспортное плечо из западных регионов Китая на Урал и в европейскую часть России короче, чем через Дальний Восток, дает некоторое преимущество только казахстанским транспортным компаниям», — уточнил эксперт ИМЭП.

По его мнению, нынешняя девальвация юаня – это один из эффектов внутренних реформ в Китае, попытка Центробанка этой страны сделать ценообразование юаня более рыночным, включив в расчет курса большее количество факторов.

«В итоге на курсе ярче отражаются изменения в экономике и на товарных рынках. К слову, этой политики Народный банк Китая придерживается с 2015 года. При этом, США могут воспринять нынешнюю ситуацию с юанем как давление на американскую сторону ввиду готовящихся переговоров на высшем уровне и очередной удар в торговой войне, которая во второй половине уходящего года если не достигла пика, то приблизилась к нему», — подчеркнул С. Домнин.

По его словам, объективный анализ ситуации показывает, что колебания юаня в последние 10-15 лет слабо влияли на американо-китайский товарооборот и на всю внешнюю торговлю Китая.

Экспорт и импорт в Поднебесную устойчиво рос, полагает эксперт ИМЭП, благодаря росту внутреннего производства и появлению все новых и новых промышленных ниш с высокой добавленной стоимостью, а также встраивания китайских компаний в международные цепочки добавленной стоимости.

«То, что амплитуда колебаний обменного курса за последние 10 лет не превысила 15% (кстати, сейчас курс примерно на тех же значениях, что и 10 лет назад), то есть курс был относительно стабильным и предсказуемым, – это фактор, поддерживающий внешнеторговую и инвестиционную активность, но не определяющий ее. Сценарий ухудшения казахстанско-российских отношений в результате девальвации юаня пока не просматривается», — заключает С. Домнин.

Напомним, что 12 ноября КазТАГ со ссылкой на ТАСС сообщил, что Центральный банк Китая продолжил девальвацию юаня после краткого периода укрепления.