Алматы. 22 декабря. КазТАГ – Казахстанские госструктуры не могут или не хотят возвращать средства ЕНПФ, инвестированные в Международный банк Азербайджана, считает финансовый аналитик Расул Рысмамбетов.
«Успех иска Сбербанка к Международному банку Азербайджана показывает нежелание или неумение государственных структур Казахстана возвращать средства ЕНПФ, инвестированные в облигации МБА. В среде финансистов есть версия, что изначально облигации МБА были куплены другой государственной структурой Казахстана и лишь потом выкуплены ЕНПФ. Однако согласно официальной версии, облигации МБА, которые купил Банк Развития Казахстана, были погашены в 2016 году, а не перепроданы в ЕНПФ», — сказал Р.Рысмамбетов агентству КазТАГ.
При этом он отметил, что разница между реальной прибылью от инвестиций в МБА и той, которая могла бы быть получена, составляет миллионы долларов.
«На мой взгляд сценарий иска к МБА можно было попробовать и лишь в случае неудачи можно было соглашаться на нынешний вариант, согласно которому мы не зарабатываем запланированную сумму по процентным выплатам. Разница между плановой прибылью и реальной составит десятки миллионов долларов», — отметил эксперт.
По мнению Р.Рысмамбетова, то, что Казахстан не подал иск против МБА может означать нежелание госструктур раскрывать детали сделки.
«В связи с этим можно отметить два момента. Первый – факт, что мы не подали иск в МБА, вполне может означать нежелание казахстанских госструктур раскрывать все детали сделки. Однако азербайджанские правоохранительные структуры после допроса главы МБА наверняка уже знают были ли неофициальные агентские платежи в пользу казахстанских чиновников за покупку облигаций банка. «Откат» в 10% — это 25 млн долларов, которые невозможно обналичить и если и были какие-то платежи, то они должны быть четко видны в отчетности», — добавил он.
По его словам, неспособность защитить государственные интересы может стоить Казахстану сотни миллионов долларов.
«Второй момент – такое неумение или нежелание защищать государственные интересы вызывает тревогу за более чем 500 млн долларов США, которые, кажется, до сих пор заморожены по иску Анатола Стати к Казахстану. Данная сумма в два раза больше, чем 250 млн долларов США в бумагах МБА и теперь дальнейшая судьба полумиллиарда наших долларов, кажется, уже предопределена», — отметил Р.Рысмамбетов.
Кроме того, он отметил, что затраты на юридические услуги по таким делам могут составить огромные суммы.
«Понятен оптимизм министерства юстиции – юристы могут воевать до тех пор, пока есть гонорары. И можно понять раздражение МЮ РК вопросами про А. Стати – ведь эта проблема возникла не при них и не из-за них. Однако рано или поздно вопрос должен быть решен, до того как расходы на судебные тяжбы с А. Стати превысят искомые 500 млн долларов», — сказал эксперт.
Как сообщалось в СМИ, британский суд не поддержал попытку МБА опротестовать решение суда нижестоящей инстанции о запрете взыскивать его долги. Таким образом, Сбербанк и фонд Franklin Templeton получили возможность вернуть свои деньги, а также получить выплату процентов и неустоек на территории Великобритании.
Напомним, в 2017 года МБА объявил о реструктуризации обязательств на $3,3 миллиарда, предложив кредиторам списать часть долга. Арбитражный суд Москвы в первой инстанции постановил наложить арест в пользу Сбербанка России на имущество Международного банка Азербайджана на сумму не более $21,3 млн по кредитному договору от 2016 года. Арест был наложен на долю в 41,6% в уставном капитале банка «МБА-Москва». При этом рыночная стоимость доли уставного капитала оценивалась в 1,3 млрд рублей.