Издание Asia Times опубликовало аналитическую статью под названием «Putin‘s plan to slowly reclaim Russia’s lost empire» — «План Путина по восстановлению утраченной империи России на постепенной (поэтапной) основе».
В предисловии к ней говорится так: «Несмотря на потерю Прибалтики с Украиной, Путину удается сохранять целостность огромной российско-советской империи. И вот каким образом».
Photo: Reuters / Maxim Shemetov
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Представление Путина об отечестве сочетает в себе победы царской эпохи, отдельные элементы Советского Союза и расово-географической России.
В 2014 году он представил концепцию «зоны легитимных интересов» России: это — страны СНГ, Прибалтика и так называемый «Русский мир», то есть страны с многочисленным русскоговорящим меньшинством. Такова и есть империя, которую Кремль стремится восстановить.
В своем выступлении с посланием Федеральному собранию в 2006 году Путин заявил: «Мы должны признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века… для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Более того, эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию».
Наличие миллионов этнических русских в бывших советских республиках означают то, что «Русский мир» простирается далеко за пределы России.
«В начале XX века «Русский мир» в целом ограничивался территорией Российской империи. Ее население тогда насчитывало около 170 миллионов человек. Если учесть, что общее население планеты было значительно меньше полутора миллиардов, то в границах Российской империи накануне I мировой войны, следовательно, жил каждый седьмой землянин. Сегодня в Российской Федерации проживает 142 миллиона человек, а население планеты приближается к семи миллиардам. Значит, на Российскую Федерацию приходится чуть больше 2 процентов населения. Лишь каждый 50-й землянин сегодня живет в Российской Федерации. Это несправедливо, учитывая наши географические размеры», — сказал Вячеслав Никонов, глава фонда «Русский мир».
Важнейшая роль в контексте такого понимания «Русского мира» отводится Крыму, который обеспечивает России стратегически важный выход к Черному морю. В этом и кроется объяснение неожиданному и исключительно успешному захвату полуострова в 2014 году. Таким шагом Путин «убил двух зайцев»: восстановил территорию России и бросил вызов Западу.
«У нас есть все основания полагать, что печально известная политика сдерживания, проводившаяся в XVIII, XIX и XX веках, продолжается и сегодня», — заявил Путин при объявлении присоединения Крыма к РФ, затрагивая тему отношения Запада к его стране. — Нас постоянно пытаются загнать в какой-то угол за то, что мы имеем независимую позицию».
Крым, провинция дореволюционной России, был «подарен» Киеву в 1954 году. Путин говорил от имени миллионов россиян, когда он сказал так: «В сердцах и умах людей Крым всегда был неотъемлемой частью России».
Несмотря на потерю Прибалтики с Украиной Путин в целом предотвратил распад, который представлялся весьма вероятным при Ельцине.
После состоявшегося в декабре 1991 года роспуска Советского Союза договор о создании СНГ был подписан в Минске, белорусской столице. Белоруссия остается самым пророссийским из бывших советских государств.
Авторитарный президент Александр Лукашенко вот уже четверть века руководит ею железной рукой, временами бросая вызов Кремлю, но в целом оставаясь лояльным российскому руководству.
Две страны виртуально объединились в конфедерацию.
Третьим после Белоруссии столпом альянса, ориентированного на Россию, является Казахстан, где президент Нурсултан Назарбаев находится у власти еще с восьмидесятых годов прошлого века.
Схожая, хотя и не столь многочисленная русская община имеется в гористом Кыргызстане. Страна является абсолютно пророссийской, хотя после двух кровавых революций, она стала более демократичной, чем Казахстан. В условиях, когда многие кыргызы работают в России, составляя там часть дешевой рабочей силы, страна сильно зависит от Москвы.
Россия по-прежнему сохраняет вооруженные силы в Таджикистане, а вот Узбекистан и Туркменистан несколько более отдалены от нее в политическом отношении, особенно после того, как многие этнические русские в девяностые годы бежали из этих республик в страхе перед подъемом исламского фундаментализма.
И все же Центральная Азия интегрирована в единое целое всякого рода договорами, инициированными Москвой.
Россия в полной мере использует созданную в 2003 году Организацию Договора о коллективной безопасности. ОДКБ, детище российских стратегов и генералов, дает Москве возможность создавать базы и проводить совместные учения.
Пройдя через сложнейшие испытания, Путин вновь собрал огромную империю. Он является ключевым игроком на мировой политической арене, несмотря на скромные размеры российской экономики и минимальный потенциал «мягкой силы». Более того, он восстановил позицию России по отношению к «представляющему собой угрозу» Западу и возродил национальную гордость и уверенность в себе.
Эти успехи позволяют предположить, что вряд ли Путин откажется от своей исторической миссии по восстановлению региональной роли России, а также ее влияния в обозримом будущем».
Сейчас много ведется разговоров о том, какие еще интеграционные инициативы мог бы предпринять президент РФ Владимир Путин с целью как можно тесней привязать к Российской Федерации не только союзную с ней Белоруссию, но и также Республику Казахстана.
Можно вновь и вновь говорить на эту тему, особенно в части, непосредственно касающейся нашей страны.
Но от этого мало что изменится. Было бы, наверное, лучше, если бы мы прежде обратили внимание на то, как же с течением времени трансформировались его отношение к Казахстану и его оценка нашей республики. Поэтому сделаем небольшое отступление.
(Продолжение следует)
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.