«Многодетные семьи и страна…»

Сетевые СМИ о проблемах многодетных семей
Foto: BNews.kz

Жадра ЖУЛМУХАМЕТОВА – «Многодетные семьи в Казахстане: всё о пособиях, очередях на жильё и социальной помощи» — После гибели пятерых детей при пожаре в Астане многодетные семьи открыто заявили о своих проблемах. Женщины в разных городах Казахстана требовали увеличить размер пособий и предоставить жильё нуждающимся.

Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова в ответ на критику заявила, что собирает предложения, которые поступают от многодетных матерей. Пока Минтруда пересматривает размер пособий, Informburo.kz рассказывает, на какую помощь от государства сегодня могут рассчитывать многодетные семьи.

Многодетными считаются семьи, имеющие четырёх и более совместно проживающих несовершеннолетних детей. По информации Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане сейчас 340 тысяч таких семей, в столице – более девяти тысяч.

Многодетным семьям, имеющим четырёх и более несовершеннолетних детей, выплачивают специальное государственное пособие. Его размер составляет 4,16 МРП – 10 504 тенге в 2019 году. В Казахстане 271 тысяча семей получает это пособие, это те, кто подал заявку на него до 1 января 2018 года. С этой даты пособие по многодетности объединили с адресной социальной помощью. То есть теперь право на него имеют лишь семьи с доходом на одного человека ниже 50% прожиточного минимума.

Многодетные семьи в Казахстане имеют право получать пособия и встать в очередь на жильё, средний срок ожидания которого 10 лет.

Женис БАЙХОЖА – «Многодетные в Казахской ССР и в Казахстане: почувствуйте разницу…» — Конечно, везде и во все времена главную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие детей несли и несут их отцы и матери. Но и государство, позиционирующее себя как социальное (это записано в самой первой статье Конституции РК), должно поддерживать многодетные семьи, исходя, разумеется, из своих возможностей и не поощряя иждивенческие настроения. Тем более когда речь идет о стране с огромной территорией и относительно малочисленным населением. Мы видим, как пытаются стимулировать рост рождаемости, например, в соседней России, где начисляется материнский капитал (в этом году его сумма составляет 453 тысячи рублей, или примерно 2,6 миллиона тенге) и действуют другие социальные гарантии.

Впрочем, зачем ходить далеко за примерами? Представители старшего поколения хорошо помнят, какая поддержка оказывалась многодетным семьям в нашей республике, которая тогда называлась Казахской ССР.

В Казахской же ССР, согласно упомянутому выше постановлению Совмина, на каждого ребенка выплачивалось по 12, соответственно на четверых – 48 рублей ежемесячно. Возьмем даже самый крайний случай: допустим, каждый из родителей зарабатывал по 70 рублей (для того времени минимальная зарплата), в общей сложности получалось 140, плюс 48 выплачивало государство. Итого 188 рублей. На эти деньги можно было купить 100 кг говядины или оплатить все коммунальные услуги на 20 месяцев вперед. А на что хватит 89 тысяч тенге сегодня?

Повторюсь: применительно к Казахской ССР я привел крайний случай. На самом деле подавляющее большинство родителей в «застойные» годы зарабатывало не менее 120 рублей, и даже с такими заработками они, если воспитывали четырех и больше детей, имели право на пособия. Назвать их «малообеспеченными», как говорится в постановлении Совмина, даже язык не поворачивается.

А в Казахской ССР, наоборот, 85-90 процентов квартир, или свыше 100 тысяч ежегодно, обходились новоселам бесплатно. Да, они были маленькими по квадратуре, не очень комфортными, их нельзя было оформить в собственность, продать, но зато они предоставлялись фактически в бессрочную и при этом бесплатную (жильцы оплачивали только коммунальные услуги) аренду, в них затем жили дети, внуки. Предложите сейчас что-то подобное многодетным и малообеспеченным или хотя бы просто молодым семьям – да они на седьмом небе от счастья будут.

Жанар ТУЛИНДИНОВА – «Следующий год в Казахстане мог бы стать Годом многодетных семей» — Казахстанская власть довольно оперативно сформулировала ответ на настоятельный общественный запрос – пересмотреть государственную социальную политику в отношении многодетных семей в сторону увеличения поддержки и наказать пусть и косвенно виновных чиновников. Пожалуй, на этот раз госаппарат сделал все возможное и в максимально сжатые сроки. Во всяком случае, в тех рамках, которые задают ему бюрократические, бюджетные и аппаратные условности и ограничения. Вместе с тем трагедия в Астане высветила проблему восприятия многодетности и многодетных семей в современном казахстанском обществе. По всей видимости, центральное место в общественном дискурсе в ближайшее время прочно займут следующие вопросы: не является ли многодетность анахронизмом на фоне стремительных процессов урбанизации, или все-таки можно примирить традиции многодетности и городскую жизнь? Можно ли разглядеть в многодетных семьях не только иждивенцев, но и ресурс для развития, выявить их экономический потенциал?

Foto: iei.kz

Докторант кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Жулдызай ИСКАКОВА указывает на то, что общественные фобии в отношении многодетных семей необоснованны. По словам эксперта, количество многодетных семей в Казахстане сегодня неуклонно снижается.

«Городское население страны уже достигло 60 процентов и темпы миграции из сельской местности в города будут только расти. Все это, безусловно, ведет к сокращению темпов рождаемости и общего количества планируемых детей. В настоящее время большинство казахстанских семей – это малодетные семьи с 1-2 детьми, многодетность же, то есть наличие от четырех детей и больше становится редким, если не сказать уникальным явлением. Численность многодетных матерей в Казахстане составляет около 230 тыс., а это всего 3% от количества всех женщин страны. Разве это много? Думаю, нет», — говорит эксперт. Ж. Искакова указывает на то, что традиция многодетности характерна для этнических групп Кавказа и Азии, проживающих на территории Казахстана, и, конечно, для казахов.

Однако проведенные экспертом в рамках подготовки докторской диссертации по семейной политике несколько десятков глубинных интервью представителей перечисленных этнических групп в Акмолинской области в возрастной категории 60+ подтвердили гипотезу о том, что традиции, в том числе традиции многодетности, практикуются все реже и постепенно уходят в прошлое. «Соответственно, можно сделать вывод: если традиции, которые выступали одним из факторов, стимулирующих к многодетности, утрачивают свою силу, то это ведет к сокращению рождаемости. А значит, нужно вырабатывать новые меры, стимулирующие ее. Рост населения – это важная задача для государства, которая отслеживается и в официальной риторике руководства страны. Однако до последнего трагического инцидента, произошедшего с многодетной семьей в Астане, вопросу семейной политики уделялось критически мало внимания со стороны власти. Сейчас эти меры в форсированном порядке пересматриваются. Однако очевидно, что вопрос политики в отношении семьи требует постоянного внимания и корректировки в соответствии с общей социально-экономической ситуацией в стране, а не только тогда, когда наступает критическая ситуация», — подчеркивает эксперт.

Ж. Искакова констатирует, что в отношении многодетных семей, действительно, существует доля социального неодобрения. Однако размер получаемых ими пособий настолько незначителен, что делает это «неодобрение» необоснованным. По сути, они не соотносятся с уровнем современной жизни и настолько низкие, что не влияют на уровень материальной обеспеченности детей. Таким образом, эксперт одобряет тезис о необходимости поддержки нуждающихся многодетных семей. Другой вопрос: какой должна быть оказываемая поддержка и защита? Однозначно — в виде создания благоприятных условий и возможностей для реализации делового потенциала многодетных семей. Ж. Искакова приводит пример соседнего Узбекистана, где начиная с нынешнего года стартует перспективный, по мнению эксперта, проект «Каждая семья предприниматель». «Проект ориентирован на оказание поддержки предпринимательских инициатив семей, выделение им льготных кредитов и сопровождение консультативной помощью на каждом этапе. Идея, безусловно, хорошая. Ведь одна многодетная семья – это уже одна «маленькая компания» и она может принести государству хорошую пользу в виде поступлений в бюджет, если выстроить грамотно политику в этом направлении», — говорит Ж. Искакова. В конечном счете, создание условий для многодетных семей, для их развития, позволит получить Казахстану мультипликативный эффект в виде здоровой, образованной, трудоспособной нации, заключает эксперт.

Асель ОМИРБЕК – «Многодетность: грани ответственности и безответственности не только родителей, но и государства» — Гибель в пожаре сестер Ситер стала не только трагедией, из которой каждый из нас еще долго будет извлекать свои собственные уроки, но и олицетворением социальных проблем всех многодетных семей Казахстана – они, как показали прокатившиеся по стране митинги, далеко не всегда готовы нести самостоятельную ответственность за свою жизнь и благополучие. В итоге общество вновь раскололось на два лагеря – на тех, кто винит в сложившейся ситуации государство, и тех, кто уверен, что, наоборот, государство ничего не должно людям, решившим завести много детей. Расставить точки над i в этой дилемме невозможно, но есть смысл расставить некоторые характерные акценты, что мы и попросили сделать историка Нуртая МУСТАФАЕВА — Во второй половине XX века в развитых, а затем и в развивающихся странах мира произошел демографический переход, характеризуемый снижением рождаемости, когда на смену многодетным семьям приходят малодетные (один-два ребенка). По мере урбанизации и глобализации меняется образ жизни. Не обошла стороной эта тенденция и Казахстан. И сегодня у нас, в отличие от прежнего традиционного, преимущественно аграрного общества, все более преобладающим становится малодетный тип семьи.

Конечно, уровень доходов и качество жизни в многодетных семьях ниже, чем в малодетных. Если говорить с чисто прагматической точки зрения, то, возможно, заводя много детей, такие семьи поступают несколько опрометчиво. Особенно с учетом наблюдающегося с начала 1990-х годов последовательного ослабления социальной политики.

Мы не Швеция, Финляндия или Швейцария, где реально созданы социальные государства, где уже сегодня предлагается выплачивать всем гражданам безусловный доход порядка 1,5 тысячи евро в месяц. Если объективно анализировать ситуацию, не вестись на ненаучные, демагогические ярлыки «социальное иждивенчество», «популизм», не имеющие ровным счетом никакого отношения к казахстанской действительности, то процессы, происходившие и продолжающие происходить в постсоветский период, можно охарактеризовать как асоциальную модернизацию.

Многодетные семьи не вписываются в социальную политику, реализуемую в Казахстане. Пособия по уходу за ребенком до одного года – мизерные. Пособия многодетным матерям до достижения детьми совершеннолетия – тоже мизерные. Многие даже не обращаются за этой помощью. Об условиях, на которых ее можно получить, я уже сказал. Иначе говоря, критерии социальной поддержки критически занижены.

В условиях современных государств оптимальной является семья с двумя-тремя детьми. Только в этом случае можно свести на нет угрозу депопуляции. Даже два ребенка в каждой семье не обеспечивают простое воспроизводство населения, поскольку часть детей погибает в ДТП, от несчастных случаев, болезней. Суммарный коэффициент рождаемости, исключающий вымирание населения, – не менее 2,3 ребенка на женщину за репродуктивный период.

Фото: Караван

Зейнулла КАКИМЖАНОВ – «Многодетные семьи и страна…» — Я вырос в многодетной семье. Нас было 7 детей. Жили мы на краю поселка городского типа (станция) Чарск Семипалатинской области (сегодня Шар ВКО). За нашим огородом уже начиналась степь. Отец выбрал место для строительства дома, потому что был участок для огорода, можно было построить сарай и держать скот, который можно было выпасать в степи. Когда мы переехали в дом мне было два года, но помню очень хорошо нашу жизнь в этом доме.

Несомненно, у каждой семьи есть право выбора места жительства. Но как человек знающий экономику и будущие тренды развития экономики городов и территорий могу сказать в таких крупных городов как Алматы, Оскемен, Караганда, Тараз на востоке и юго-востоке страны в перспективе условий для нормальной жизни малоимущих многодетных семей нет.

Я вижу, что в современных условиях многодетным семьям с низким подушевым доходом невозможно дать хорошее здоровое питание детям без домашнего хозяйства, без огорода, без домашнего скота. Я не случайно привел опыт своей жизни. Этот опыт очень хороший. Я всегда благодарен своим родителям за то, что они создали нам такие условия жизни, научили нас работать на земле, привили навыки физического труда, дали хорошее питание и здоровый образ жизни. Это то, о чем мечтают сейчас многие родители во многих городах страны. Иметь домашнее хозяйство можно только в сельской местности.

Самое правильное возможное эффективное управление социальными проблемами это создавать правильные условия субъектам экономики. Лучше если государство будет создавать условия для формирования и развития так называемых «домашних хозяйств». Каждая многодетная семья может и должна иметь свое хозяйство. Иначе очень трудно сделать жизнь хорошей для детей таких семей.

Надо создать условия для формирования правильных долговременных экономических условий среди которых самые главные:

— восстановление производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности;

— предоставление финансирования для строительства жилья в сельской местности, всем кто пожелает вернуться в село, в первую очередь многодетным семьям;

— эффективное взаимодействие аграрных предприятий и государства по освоению сельскохозяйственных земель и восстановлению требуемой ими инфраструктуры.

Всего три главных пунктах, которые решат очень многие социальные и экономические проблемы нашей страны.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.