Газопровод раздора

В этом проекте содержится все, что могло бы, так или иначе, способствовать дальнейшему обострению отношений между США, Европой и Россией. Европа становится полем противостояния американцев и русских

Издание Jforum опубликовало аналитическую статью Дова Зеры под названием «Le Gazoduc de la discorde» — «Газопровод раздора».

В ней говорится так: «Северный поток-2», дублирующий маршрут «Северного потока-1», — это газопроводный проект, который, как ожидается, будет доставлять российский газ в Германию по дну Балтийского моря, проходя через территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Прокладка трубопровода идет со скоростью 3 километра в сутки. Предполагается, что расстояние в 1224 километра между российской Выборгской компрессорной станцией и немецким городом Грайфсвальд будет покрыто к концу 2019 года».

Foto: RIA Novosti

Ряд европейских стран поддерживают проект либо потому, что они получают оплату в виде роялти за прохождение трубопровода через их территориальные воды; либо потому, что они являются будущими получателями газа; либо потому, что одна из их ведущих национальных компаний входит в состав консорциума. Акции там распределены таким образом: российский концерн «Газпром» — 50 процентов, немецкая компания Uniper – 10 процентов, немецкая компания Wintershall – 10 процентов, французская фирма Engie – 10 процентов, австрийская фирма OMV – 10 процентов, англо-голландский концерн Royal Dutch Shell – 10 процентов.

Поляки, чьи территориальные воды маршрут трубопровода обходит стороной, боятся, что они окажутся в маргинализированном положении между Германией и Россией, и им не доведется поучаствовать в таком выгодном деле; министр обороны Польшы без обиняков сравнил этот проект с германо-советским пактом; подобные же опасения испытывают три прибалтийских государства.

Предложение о Директиве ЕС, направленное на включение этого проекта в европейскую энергетическую политику, придало новый толчок к раздорам. Это предложение поддерживается такими странами, как Франция.

Принимая этот газ, поступающий с севера, европейцы подкрепляют стремление России релятивизировать важность (снизить значение) газопроводов, проходящих через Украину, которая в результате фактически окажется ослабленной в экономическом и политическом отношении.

Русские могут спокойно продолжать дестабилизировать ситуацию в соседней стране, а Европа будет обеспечена бесперебойными поставками газа. С учетом этой двойной европейской – а в особенности немецкой — игры Европе следует внести ясность в свою позицию по отношению к Украине и поставить под сомнение целесообразность сохранения санкций против России.

Конечно, когда нужда гонит, выбирать не приходится! Европейский импорт российского газа за 20 лет увеличился более чем на 50 процентов — с 130 миллиардов кубометров в 2000 году до свыше 200 миллиардов кубометров в 2018 году; доля транзита через Украину в этом объеме уже сократилась за десять лет с почти 85 процентов до 46 процентов, и такая динамика будет только усиливаться.

Газ является важным элементом энергопотребления в европейских странах:

Свыше четверти электроэнергетических компаний в Германии, которая решила закрыть свои атомные электростанции, не может увеличить производство своих угольных или лигнитных ТЭЦ и не может всецело полагаться на систему возобновляемых источников энергии, которая уже является высокоразвитой.

В аналогичном положении находится почти 30 процентов таких компаний в Италии и Великобритании.

20 процентов – во Франции…

Как следствие, европейцы все больше и больше нуждаются в российском газе, и в особенности потому, что: 1. Поставки из Норвегии и Нидерландов уменьшаются по причине истощения углеводородных запасов в этих странах. 2. Экономически выгоднее покупать сырой природный газ, чем сжиженный природный газ. Это ставит в проигрышное положение импорт из США или с Ближнего Востока.

«Северный поток -1» функционирует с 2011 года, и он не вызывал такого же противоречивого отношения к себе, вероятно, по двум причинам: 1. Он был введен в эксплуатацию до аннексии Крыма и российских дестабилизирующих действий на Украине, а, следовательно, до введения западными державами санкций против русских. 2. В то время уровень производства американского газа, особенно сжиженного природного газа (СПГ) был еще не настолько высок, чтобы благоприятствовать развитию экспорта.

Как видите, в этом проекте содержится все, что могло бы, так или иначе, способствовать дальнейшему обострению отношений между США, Европой и Россией. Европа становится полем противостояния американцев и русских».

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.