Несостоятельные

Сетевые СМИ о новых партийных проектах

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ — «В будущем я буду депутатом от Казахстана в ООН» — С околопартийного поля стали приходить сигналы о существовании жизни. Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ заявил о реанимировании политического продукта, который он на этот раз называет будущей партией зеленых. Вторым ньюсмейкером стала Санавар ЗАКИРОВА с проектом «Наше право». И если вечно «зеленый» Мэлс Елеусизов по традиции работает вербальными интервенциями, то Санавар Закирова анонсировала партийный съезд. Для нашей стерильной политической жизни создание партии, это, безусловно, событие. Особенно, если ее ведет ноунейм, к числу которых можно отнести Санавар Закирову. В интервью «Саясат» она рассказывает о том, почему власть не запрещает ей создавать партию, на кого она будет работать и автократии в «Нашем праве».

Санавар, почему вы решили создать партию?

Санавар ЗАКИРОВА

Никогда в жизни не думала, что полезу в политику. Я всегда считала, что политика – это грязное дело, а заниматься бизнесом – самое лучшее. Но так получилось, что два года назад меня косвенно зацепила наша судебная система. И вот уже два года я никак не могу доказать, что машина, которая была обращена в доход государства, принадлежит мне, что я ее купила на законных основаниях, что она находится в кредите и заложена в банк. Я год ходила с документами доказывая, что эта машина моя, но не смогла доказать, что она незаконно обращена в доход государства. Далее, я изучила уголовное дело и обнаружила многочисленные нарушения, фальсификации, подделки подписей. Я это все подняла. Потом завели уголовное дело на сотрудников полиции, сделали две экспертизы в Караганде, три экспертизы в Алматы, я сама сделала две независимые экспертизы. В декабре прошлого года расследование закончилось и пора бы дело передавать в суд, и отменять тот приговор, на основании которого мою машину забрали. Но в этот момент начинается «футбол», дело не хотят передавать в суд. Каких только отговорок не находят, и я так поняла, что они не собираются мне ничего возвращать …

И вы решили создать партию, чтобы забрать свою машину?

— Да. И я сказала сотрудникам полиции, прокуратуре карагандинской, я всем говорила, если я по действующим законам не смогу забрать свою машину, то я создам партию, поменяю все эти законы и заберу ее.

То есть камень преткновения – машина?

— Да

А в Сети, наоборот, считают, что вы пользуетесь поддержкой власти, а ваша партия – это акординский проект

— Да, я знаю об этом. И мне конечно смешно. Еще писали, что я пророссийская, что масимовская, много чего пишут. Люди не могут понять, как это мне разрешили. Все думали, что мне откажут, что мне не дадут разрешения. Но вы понимаете, что в Законе «О политических партиях» нет каких-либо запретов. Так конкретно расписано, что нужно сделать для того, чтобы создать партию.

Но заложенные там требования достаточно высокие

— Да, требования очень высокие. Во-первых, очень сложно набрать тысячу человек для съезда. Я даже посмотрела, в 1998 году на съезде Нур Отана было всего 400 человек. А теперь условия поменялись, надо чтобы не менее тысячи человек было на съезде. Во-вторых, после того, как проходит съезд дается всего лишь четыре месяца, чтобы собрать сорок тысяч подписей в регионах. Это практически невозможно. И вот я думаю, наверное, с таким расчетом государство и дало мне разрешение, что я никогда в жизни не соберу тысячу человек на съезд и никогда в жизни не соберу сорок тысяч подписей.

Ольга КАРТАШЕВА – «Кто стоит за новой партией «Наше право»?»» — Будут ли в скором времени выборы в Казахстане и какими они будут президентскими или же парламентско-маслихатовскими– одна из обсуждаемых тем в политически активной части казахстанского общества. И громкие заявления отдельных лиц и общественных организаций о своих инициативах по созданию новых партий на политическом поле страны, скорее всего , можно отнести к подтверждению тезиса о грядущих электоральных кампаниях. Совсем недавно в социальной сети Фейсбук появилась информация о съезде партии «Наше право», которое должно состояться 9 марта текущего года. Инициатором создания партии и лидером на данный момент является Санавар ЗАКИРОВА.

Уразгали СЕЛЬТЕЕВ, политолог — Партия «Наше право». Что здесь скажешь, когда вся инфа из обрывка газеты и аккаунта малоизвестного человека. Если это политический стартап одного или нескольких людей, не имеющих представления о технологиях партийного строительства, то это однозначно маргинальный проект. Крайне несерьезный подход. На вариант с закулисными кураторами-политтехнологами тоже не тянет. Не стоит также исключать, что это сбор инфы и создание еще одной базы данных «несогласных». Хотя и здесь непрофессионально все. Больше напоминает призыв старосты провести встречу одноклассников.

Андрей ЧЕБОТАРЕВ, политолог — Когда в Казахстане делаются заявления о намерении создания той или иной партии, то в наших застойных условиях это уже событие. Тем более, если инициаторы ранее себя на политическом поле никак не проявляли, а реальные лидеры пока предпочитают оставаться в тени. Публикация информации о предстоящем съезде партии «Наше право» ни где-нибудь, а в «Egemen Qazaqstan» наводит на мысль, что это один из проектов властей перед проведением будущих парламентских и местных выборов. В таком случае можно предположить, что эту партию создают под эгидой какой-либо из групп влияния для того, чтобы в обозримом будущем институционализировать представительство интересов ведущих групп и перевести их соперничество в русло межпартийной конкуренции. Кстати, также могут оживить партии «Ауыл» и «Бірлік». Другой вариант, что речь идет об инициативе отдельных граждан, которые получили «добро» на проведение съезда данной партии. То есть, в текущих условиях проявлений недовольства и протеста в обществе людям могут просто дать, что называется, «выпустить пар». Однако потом им могут просто отказать в регистрации этой партии. В любом случае эта инициатива появилась внезапно, без проведения серьезной информационной раскрутки и представления вниманию широкой общественности если не всей партийной программы, то хотя бы ее основных положений. Поэтому пока остается ждать более подробной информации. При этом не исключено, что все выяснится 9 марта на учредительном съезде партии.

Азаматхан АМИРТАЕВ

Ольга КАРТАШЕВА – «Быть ли в Казахстане партии Зелёных?» — Буквально на днях появилось заявление о намерении создания еще одной партии, на этот раз экологической. Проблемы в экологии уже давно волнуют не только казахстанцев, но и всю мировую общественность. Мотивы и необходимость создания новой партии в стране обосновал в интервью её лидер Азаматхан АМИРТАЕВ — Приоритетная цель — это добиться создания экологического кодекса. Такая задача решается на законодательном уровне, т.е. в парламенте. Мы как партия, имеем все шансы на парламент РК, и добиваться серьезных продвижений в вопросах решения экологических проблем. Задач много, например, на общественном уровне мы инициировали ряд акций по озеленению городов и окрестностей. Более того мы планируем провести акцию: «каждый казахстанец по одному деревцу», представляете какая польза? В Алматинской области поселке Ават, в последние годы изрыли вокруг столько карьеров, что практически все население этого немаленького села, пострадало, ухудшилось здоровье населения от пыли и выхлопных газов тысяч грузовых машин. Безответственное отношение к рекам карьерными подрядчиками несут реальную экологическую угрозу, вплоть до исчезновения этих рек. Мы помогли местному населению составить грамотные иски в суды и уже есть первые результаты по привлечению к ответственности. Повторюсь, все такие события происходят от отсутствия четкого экологического кодекса. Нас сильно заботит исчезновение рыбы на Урале, заболачивание земель в Ерментауском районе Акмолинской области, в общем, мы держим на пульсе все экологические проблемы в стране.

Жаксылык САБИТОВ, политолог — Честно говоря, я особо не заметил оживления на партийно-политическом поле. Если перефразировать девиз дома Грейджой из популярного сериала «Игра престолов», то про наше партийное поле можно сказать «То, что мертво, оживиться не может». По большей части, «движения на партийном поле», по моему мнению, это известные «рефлексы Лазаря», произвольные движения совершаются, но «мозг уже мертв». Новая партия может появиться, а может, нет, все зависит от комбинационных сценариев, которые присутствуют в ментальных конструкциях некоторых «невидимых инженеров» политического поля Казахстана. Если же отвечать на вопрос, нуждается ли партийное поле Казахстана в новых игроках, стоит отметить, что Казахстан нуждается в новой партийной системе, которая бы реально работала, а не представляла собой пример культа карго. Таким образом, я не думаю, что что-то измениться на партийном поле Казахстана. Возможно, появится новая «политическая партия из бамбука», но «летать она не будет».

Janar-Tylendinova
Жанар ТУЛИНДИНОВА

Жанар ТУЛИНДИНОВА – «Казахстан-2019: Если партии зажигают, значит – это кому-то выгодно» — С начала 2019 года, буквально в течение двух месяцев, в казахстанском публичном пространстве было озвучено целых пять заявок на создание новых партийных проектов: две с экологической направленностью, одна – с правовой и две антагонистические по отношению друг к другу – партия интернационалистов и национально-либеральный проект. Такого оживления на казахстанском партийно-политическом поле не бывало давно – и это только подогревает слухи о скором старте электоральной кампании. Другое дело, что качество заявленных проектов – и с точки зрения publicityих инициаторов, и имеющегося у них организационного потенциала – выглядит настолько невысоким, что у сторонних наблюдателей появились даже сомнения в том, что эти заявки согласованы с властью, а не являются одиночными выступлениями случайных в политике людей. Что крайне необычно для казахстанского партийно-политического сектора. Ведь здесь заведено списывать любую маломальскую активность на партийном поле на креативные разработки «акординских стратегов».

Наконец, 28 февраля в социальных сетях группа активистов из числа национал-популистов заявилао намерении создать национально-либеральную партию – якобы к 22 марта будет оформлена соответствующая заявка, собраны необходимые тысяча подписей, а также разработаны тезисы программы партии, ее цели и задачи. Примечательно, что, несмотря на определенную схожесть этого проекта с созванным в прошлом году Форумом «Жана Казахстан», который так и не прошел регистрацию, между ними есть и существенные отличия. В частности, в составе инициаторов и участников. Так называемую национально-либеральную партию, похоже, не поддержали национал-патриоты умеренного толка – Амиржан КОСАНОВ и Расул ЖУМАЛЫ. Зато в числе ее инициаторов заметны представители более радикального крыла национал-патриотического движения – Серикжан МАМБЕТАЛИН и некто Маргулан БОРАНБАЙ. Вероятно, это означает, что в стане национал-патриотов произошел раскол на умеренное и радикальное крыло.

Асылхан МАМАШУЛЫ – «Несостоявшийся съезд незарегистрированной партии» — Инициировавшая создание политической партии алматинка говорит, что после «настоятельной рекомендации» властей она отменила назначенный на 9 марта учредительный съезд, но не избавилась от преследования силовиков. Женщина, прежде не замеченная в политической активности, удивляется «сложностям создания партии». Учредительный съезд партии «Наше право» не состоялся. Инициатор создания политической организации предпринимательница из Алматы Санавар ЗАКИРОВА жалуется на чинимые препятствия со стороны полиции.

Санавар Закирова говорит, что всегда занималась только предпринимательской деятельностью, на создание политической партии ее подтолкнула «социальная несправедливость» в стране.

По ее словам, вопрос создания политической партии она обсуждала лишь с десятком людей из своего окружения, но 9 марта она не смогла найти многих своих единомышленников. Санавар Закирова говорит, что после публикации в феврале в газете «Егемен Казахстан» объявления о проведении съезда на них начали оказывать давление.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.