Война Миров. Президент Зеленский и комбинированный удар Путина

Украина пытается уклониться от жесткой конфронтации с Россией, но Москва играет на добивание

Триумфальная победа Владимира Зеленского во втором туре украинских президентских выборов знаменует фазовый переход во внутренней и внешней политике Киева. Конвертация результатов действующего президента Петра Порошенко свидетельствует, что бойцовскую линию по отношению к Донбассу и России поддерживает лишь Львовская область «Незалежной» – остальные 23 (включая огрызки Донецкой и Луганской) и столица хотят перемен. Президент России Владимир Путин тем временем (24 апреля) подписал указ об упрощении получения гражданства РФ жителями ЛДНР. А еще раньше, накануне голосования (18 апреля), Кремль ввел против Украины новые экономические санкции.

Евромайдан 2013-2014 гг. явно застал Москву врасплох. Возвращение Крыма в состав России стало лишь выигранным очком в проигранной партии, а события в Донбассе привели к патовой ситуации на несколько лет. Владимир Путин и его окружение для коллективного Запада оказались в амплуа незадачливых грабителей, которые залезли в банк, но украли не всю сумму, а только часть, искренне надеясь, что их за это простят. Дальнейшая история с санкциями и контрсанкциями, боевыми действиями в Донбассе и Сирии показала, что на «прощение» Кремлю рассчитывать не приходится, а потому и стратегическая линия России на Украине поменялась.

Реальную политику Москвы по отношению к Украине позволяет себе озвучивать лишь Владимир Жириновский. Смысл его высказываний в том, что Украина как субъект международной политики должна прекратить свое существование и вернуться в состав России («хоть чучелом, хоть тушкой»). Разумеется, это всего лишь проект и он требует мощных ресурсов, однако в случае успеха решает широкий спектр стоящих перед Кремлем проблем. В частности, нет Украины – нет аннексии Крыма.

Подписанный 18 апреля премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым пакет санкций против Киева предполагает эмбарго на поставки российской сырой нефти и нефтепродуктов с 1 июня текущего года. Поставки угля будут возможны только при получении отдельных разрешений. Расширен список товаров, запрещенных к ввозу из Украины в Россию. Речь идет о трубах из черных металлов (в том числе для нефте- и газопроводов), бумаге, одежде, бульдозерах. По подсчетам российского минфина, суммарные ограничения составят $4,3 млрд или порядка 30% общего товарооборота. Наблюдатели давно отмечают, что после начала функционирования «Северного потока – 2» транзит российского газа через «Незалежную» сократится до 15 млрд кубометров (с 55 млрд), из-за чего Киев потеряет примерно $3 млрд в год.

Владимир Зеленский является ставленником олигарха Игоря Коломойского (его партнер Геннадий Боголюбов), который основал крупнейшую на Украине промышленно-финансовую группу «Приват» (ей принадлежат порядка 200 предприятий из разных секторов экономики). Коломойский считается спонсором Виктора Ющенко, Виталия Кличко, Юлии Тимошенко и Олега Тягнибока. Игорь Коломойский и Петр Порошенко – не единственные олигархи Украины. Есть еще Виктор Пинчук (зять второго президента Леонида Кучмы), чьи люди Сергей Тигипко и Арсений Яценюк. Отдельной весовой олигархической группой выступают Вадим Рабинович, Сергей Максимов и семья Деркачей (Леонид Деркач занимал пост председателя СБУ).

Особенностью украинской политической ситуации является отсутствие консенсуса среди олигархов, в том числе еврейского происхождения. Например, еврейские олигархи Украины расколоты по линии «религиозные – светские». Из-за этого одни предлагают возвести мемориальный комплекс в Бабьем Яре с синагогой и прочими атрибутами иудаизма, а другие выступают за светский формат. В общем, отсутствие единого политического центра транслируется и на еврейскую общину Украины. Что уж тогда говорить про остальных?

Присутствие российских олигархов в украинской экономике после 2014 года сильно ослабло. Вообще, один из факторов «позднего зажигания» у Кремля при давлении на Украину заключается как раз в том, чтобы как можно больше богатых россиян могли с меньшими издержками обрубить свои «хвосты».

Взгляды США и Евросоюза на Украину сильно отличаются. Американцам там нужна зона управляемого хаоса (желательно антироссийской направленности), а европейцам стабильный целостный рынок для сбыта своей продукции и источник дешевой рабочей силы. Петр Порошенко являлся креатурой команды Обамы – Клинтон, тогда как у президента Дональда Трампа с ним никаких договоренностей не было. В итоге из Вашингтона дали отмашку на то, чтобы провели более-менее честные выборы и победил сильнейший. Сильнейшим оказался Владимир Зеленский, и хозяин Белого дома поздравил его с победой одним из первых.

Линия Петра Порошенко – это не только попытки военной реинтеграции Донбасса, но и европейский вектор Украины. Последние президентские выборы показали, что с европейским выбором существуют системные проблемы. Тарифы на коммунальные услуги такие, что стало распространенной практикой, когда один человек едет на заработки в Польшу или Израиль специально для того, чтобы оплатить счета ЖКХ семьи и родственников. Коррупция по сравнению с периодом правления Виктора Януковича стала больше, квоты для украинских сельскохозяйственных товаров в Евросоюзе маленькие, а промышленная продукция может продаваться только в Россию и государства СНГ, но здесь все блокируется старыми и новыми действиями Кремля. В итоге обещание сделать Украину богатой стало самым невыполненным обещанием г-на Порошенко. Если Крым и Донбасс он не вернул, то в плане благосостояния населения многое потерял. Единственное сомнительное достижение: Украина стала новой меккой для секс-туристов, сильно выигрывая по формату «цена – качество».

Практически одновременный запрет на поставки ГСМ Киеву и выдача российских паспортов в Донбассе – это взаимосвязанные вещи. Президенту Зеленскому дают понять, что жители ЛНР и ДНР меняют юрисдикцию, а значит и военные последствия будут другими. В общем, в случае возобновления донбасских перестрелок теперь одними минометами дело не обойдется. Попутно украинские танки отрезаются от российской солярки. Разумеется, нефть, бензин, дизельное топливо можно купить хоть в Азербайджане, хоть в Румынии, но все это удлиняет, усложняет и удорожает логистические цепочки. В ситуации, когда треть бюджета и так уходит на обслуживание внешнего долга, все становится еще более проблематично. У Владимира Путина ситуация тоже не роскошная. После повышения пенсионного возраста и мусорной реформы рейтинг сильно упал, а потому с ликвидацией Украины в ее хоть сколько-нибудь дееспособном виде надо торопиться. Эмбарго на ГСМ с попутным перекрытием каналов белорусскому президенту Александру Лукашенко заниматься реэскпортом российской нефти на Украину – это еще и удар по украинской экономике. Солярка особенно сильно бьет по сельскому хозяйству, а «угольный пакет» по металлургии и энергетике. Из украинских олигархов от новых российских санкций сильнее всех пострадает Ринат Ахметов.

200 тысяч украинских военнослужащих в Донбассе (не считая боевиков из добробатов, чей правовой статус остается мутным) – это чемодан без ручки для нового президента. Использовать против ЛДНР бесполезно (все годы правления Порошенко это доказали), а распускать по домам опасно. Куда девать десятки тысяч людей с боевым опытом в условиях массовой безработицы, разгула криминала и политической неопределенности?

Ряд наблюдателей считает, что из Владимира Зеленского попытаются сделать английскую королеву в смысле его политических полномочий. Однако совершенно не факт, что это у противников нового президента получится. Многие члены команды Порошенко переобуваются прямо в воздухе и заявляют о своей лояльности вчерашнему комику. Либерально настроенные эксперты желают Зеленскому успеха. Ну а если обраться к предвыборному слогану Петра Порошенко «Или я, или Путин», то хозяин Кремля победил с результатом 73,22% голосов.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.