Алматы. 1 мая. КазТАГ – Административное регулирование комиссий по картам может негативно отразиться на росте безналичных платежей, сообщается в ответе председателя Национального банка Казахстана Ерболата Досаева на запрос группы депутатов мажилиса.
«Административное вмешательство (в ситуацию с банковскими комиссиями по картам – КазТАГ) может негативно отразиться на росте безналичных платежей, прозрачности денежных потоков, развитии инновационных продуктов и доступности услуг для конечного потребителя», — говорится в ответе Досаева на запрос.
В Нацбанке полагают, что введение административного регулирования в целях снижения банковской комиссии по эквайрингу может привести к следующим последствиям: перекладыванию расходов на держателей платежных карточек (физических лиц) и росту стоимости платежных услуг для конечного потребителя (например, плата за годовое обслуживание, снятие наличных денег и другое); отмене/сокращению банками программ лояльности, соответственно, падению интереса со стороны населения к совершению безналичных платежей, что влечет за собой снижение нынешних темпов их роста; ограничению конкуренции на рынке в связи с уходом средних и мелких банков-участников из-за экономической невыгодности (нецелесообразности), и последующей монополизации рынка крупными банками; снижению инвестиционного интереса со стороны банков по дальнейшему развитию карточных продуктов/ карточной инфраструктуры.
«Это приведет к стагнации инновационных сервисов, включая бесконтактные платежи, новые сервисы на основе использования мобильных устройств (Apple Pay)», — добавил глава финансового регулятора.
По его словам, снижение стоимости банковской комиссии «прямо зависит от дальнейшего расширения конкуренции на рынке и новых альтернативных платежных технологий.
«На сегодня онлайновые платежи доступны с использованием различных инструментов – банковского счета, платежной карточки, электронного кошелька. На платежном рынке появляются новые игроки (платежные организации), оказывающие услуги по приему платежей посредством сети платежных терминалов либо систем электронных денег (20 провайдеров электронных денег). Данные участники представляют альтернативу сервисам традиционных поставщиков платежных услуг – банков, тем самым стимулируя конкуренцию и предоставляя возможность снижения стоимости проведения платежей», — отметил председатель Нацбанка.
По данным финрегулятора, за 2018 год проведено 135 млн операций с электронными деньгами на сумму Т588,5 млрд (рост по сравнению с аналогичным периодом 2017 года в 1,6 раз соответственно).
«Соответственно, появление новых участников, новых бизнес-моделей, новых продуктов и решений, трансформация подходов и схем проведения платежей и создание новых правовых условий усилит конкуренцию на рынке и установит справедливую рыночную цену. Вместе с тем, понимая актуальность данного вопроса для субъектов малого и среднего бизнеса, Национальный банк совместно с банками второго уровня работает над внедрением нового инфраструктурного решения – системы мгновенных платежей», — добавил глава финрегулятор.
Он уточнил, что это локальная инфраструктура, «не зависящая от условий иностранных платежных систем, с низкой стоимостью услуг для банков-участников, позволяющей снизить операционные затраты участников».
«Для субъектов малого и среднего бизнеса это альтернативное недорогое решение, позволяющее без инвестирования денег в физическую инфраструктуру (POS-терминалы), проводить платежи напрямую с банковского счета без использования платежных карточек – по номеру мобильного телефона и QR-коду. При этом происходит значительное ускорение оборачиваемости денег субъектов малого и среднего бизнеса. Также в целях оптимизации межбанковской комиссии для субъектов малого бизнеса Национальным банком будут продолжены работы с международными платежными системами (VISA, Masterсard) по проработке с ними вопроса снижения, дифференциации межбанковской комиссии для субъектов малого бизнеса в зависимости от видов их экономической деятельности», — заключил Досаев.
Напомним, 27 марта мажилисмены, обращаясь с запросом, заявили о том, что, «несмотря на значительное увеличение проводимых платежей через POS терминалы, тарифы, взымаемые банками с торговых организаций, остались на прежнем уровне». В среднем, по данным парламентариев, «они составляют от 0,5% до 2,5% от суммы платежа, проведенного с использованием платежной карточки». Они указали на то, что для соблюдения требований Налогового законодательства, представителям малого и среднего бизнеса необходимо приобрести кассовый аппарат и поставить POS-терминал. При этом, добавили депутаты, «если сам банк выдает терминал, то требует, чтобы обороты были не менее Т200-300 тыс., в противном случае – банк забирает свой аппарат». Кроме того, по информации мажилисменов, банковская комиссия 2,5 %, а иногда и 3% от суммы транзакции «является для предпринимателя крайне невыгодной». Зачастую, по мнению парламентариев, «это и является основной причиной отказа от установки POS-терминалов. Депутаты заявили о необходимости рассмотрения вопроса снижения комиссии на оплату товаров по картам и введения регулирования Нацбанком комиссий за платежные операции по банковским карточкам.