Ак Орда по нацпатам отрабатывает на «хорошо»

В ходе досрочных президентских выборов вред от национал-патриотов минимизирован

Касым-Жомарт Токаев дико не похож на того политического лидера, которого национал-патриотические круги хотели бы видеть во главе Казахстана. «Асфальтовый шала-казах», который свое знание государственного языка подтянул до уровня владения русским, английским и китайским только находясь в стенах Сената, где бюджет свободного времени просто колоссальный. Президент Токаев выступает за развитие, а не за архаику, что тоже находится в противоходе к базовым установкам нацпатов. Однако в ходе избирательной гонки обычно говорливые лидеры общественного мнения от национал-патриотического спектра «поймали тишину», что свидетельствует о заблаговременной, системной и пока эффективной работе Ак Орды на данном направлении.

Токаев

Выборы второго (он же третий) президента Республики Казахстан без кандидатов от казахских нацпатов – это все равно, что похороны без покойника. Благо, данный политический срез настолько пестрый и раздробленный, что у селекционеров от Ак Орды даже при новых ограничительных фильтрах и барьерах есть пространство для маневра. В конечном итоге РОО (республиканское общественное объединение) «Ұлы Дала Қырандары» («Орлы Великой степи») выдвинуло Садыбека Тугела. Г-н Тугел идет под лозунгом «Справедливость! Равенство! Свобода!», сам он не из буйных и бесноватых, а даже совсем наоборот. В букете зарегистрированных кандидатов в президенты Садыбек Тугел будет смотреться органично и не давить на фаворита гонки чрезмерной эпатажной казахскостью.

«Объединенное национал-патриотическое движение «Улт тагдыры» («Судьба нации») заявило о выдвижении своим претендентом на президентский пост Амиржана Косанова. «Улт тагдыры» организация довольно одиозная, однако выбор г-на Косанова свидетельствует об установке из Ак Орды на вменяемых, гибких и обладающих чувством меры политиков. Не факт, что Амиржан Косанов соберет необходимое число подписей (требуется минимум 118140 – 1% от имеющих право голоса на 1 января 2019 года), но что он президентскую гонку не испортит – это точно.

Долгое время наблюдалась картина, в которой национал-патриотические силы Казахстана без государственной финансовой и информационной поддержки не обладали собственным мощным потенциалом. Когда у правящей элиты возникала потребность в разыгрывании «патриотической» карты, она вкладывала в нее ресурсы и пускала в дело. А когда национал-патриоты не нужны – их задвигали на периферию политического процесса. Отлаженную схему нарушил беглый банкир Мухтар Аблязов. Он перекупил часть политиков и общественных деятелей национал-патриотической ориентации и направил против правящего режима. После этого Ак Орде пришлось использовать не только денежный, но и «разъяснительно-силовой» ресурс, чтобы четко объяснить всем участникам процесса правила игры.

Когда на очередные внеочередные президентские выборы шел Нурсултан Назарбаев, то политики национал-патриотического спектра не могли составить ему сколько-нибудь серьезной конкуренции. Как отец-основатель казахской государственности в постсоветский период Елбасы был просто неуязвим. С Касым­-Жомартом Токаевым ситуация иная, а потому за выпадами с национал-патриотического фланга власти и спецслужбы (как продолжение власти) в электоральный период следят очень бдительно. На этом фоне даже выпустили из поля зрения оппозиционеров демократической направленности, которые стали развешивать баннеры про народовластие и честные выборы.

Нацпаты традиционно занимают узкую нишу политических идей. Им надо, чтобы казахи быстрее овладевали казахским языком и забывали русский, а государство создавало условия, при которых само знание государственного языка обеспечивало бы стабильный заработок. Поэтому национал-патриоты индифферентно относятся к социальному расслоению, трудовым конфликтам и экологическим проблемам. У них само поле работы неудобное. Разговоры о «казахскости», «казахском начале» и государственном языке не совсем адекватно смотрятся в условиях, когда казахи остаются самым социально неблагополучным этносом республики. Подобный парадокс оказался возможным в силу того, что казахов много в элите и социальных низах, но сравнительно мало в среднем слое общества. Главные зоны протестности – это в первую очередь казахскоязычные аулы с их многочисленными проблемами и депрессивные окраины крупных городов, которые не справляются с наплывом мигрантов из сельской местности и малых городов.

Общая ситуация загоняет национал-патриотов в неудобную позицию, поскольку защита чаяний казахского народа автоматически приведет к конфликту с властями. Но если власть откажет в разнообразной поддержке, то национал-патриоты будут прочно оттеснены на периферию политического процесса и общественной жизни. В такой дилемме национал-патриотические силы продолжают педалировать языковые проблемы, но это уже не имеет прежнего эффекта.

В ходе земельных протестов 2016 года часть национал-патриотов вырвалась за границы отведенного им коридора, за что тут же подверглась санкциям со стороны государства и тех лидеров нацпатов, которые остались на позиции сотрудничества с властью при любых обстоятельствах (при должном финансировании).

Избирательная кампания Касым-Жомарта Токаева призвана демонстрировать стабильность, безмятежность, социальную солидарность, межэтническое согласие, религиозную терпимость и общественный оптимизм. Оставленные без присмотра национал-патриоты могут запросто испортить атмосферу праздника и показного единения. Поэтому все указывает на то, что до 9 июня включительно акординские кураторы за ними будут хорошо присматривать. Другого объяснения наблюдаемого эффекта, когда у публичных людей с неконтролируемыми речевыми и текстовыми выбросами на заданную тему вдруг наступил временный ступор – просто нет.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.