Джулиан Ассанж недооценил масштаб двойных стандартов

Основатель WikiLeaks принял ряд миражей и муляжей за действующие институты

Пока основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж расследовал коррупцию и преступления против человечности в Африке – получал престижные международные награды. Например, Международная амнистия (Amnesty International) в 2008 году премировала журналиста за обнародование коррупции в руководстве Кении. Как только занялся преступлениями США в Афганистане и Ираке – подвергся уголовному преследованию и сейчас находится под арестом.

США «наградили» Джулиана Ассанжа законодательным статусом «враг государства» 27 сентября 2012 года. После этого его заслуги в области журналистики признали только Йоко Оно (вдова Джона Леннона) и Союз журналистов Казахстана (в номинации журналистское расследование). Разумеется, куда большей проблемой стал конец нахождения на территории посольства Эквадора, где г-н Ассанж с 12 июня 2012 года скрывался от сомнительного уголовного преследования со стороны властей Швеции.

Формально адепту свободного доступа к информации инкриминируют «изнасилования» Анны Ардин и Софии Вилен. Вряд ли шведские дамы, имеющие имидж «продвинутых девчонок», так взбеленились из-за ненадетого презерватива и полового акта в сонном состоянии как раз после «афганского досье». Да и шведские правоохранительные органы сначала дело закрыли, а потом открыли снова. Англо-саксонский обыватель может быть и видит в этом торжество закона, но люди, знакомые с судебной системой в советских и постсоветских реалиях, сомнений не испытывают. Из этого политического заказа уши торчат больше, чем ослиные. А женщин спецслужбы убеждать умеют, тем более, когда предусмотрены материальные компенсации моральным страданиям.

Если бы Джулиан Ассанж следовал своему первоначальному обещанию, что главными мишенями WikiLeaks станут «репрессивные режимы в Китае, России и Центральной Евразии», то и сейчас мог бы не пользоваться презервативами, но журналиста занесло за красную линию. Журналисты и блогеры на коллективном Западе делятся на две группы: одни красную линию видят сразу, а другим нужно специально указывать. Порой доходит до забавных казусов. Госдепартамент США выдал награду «Храбрые женщины» финской журналистке Джессике Аро за многолетний труд по «изобличению кремлевской пропаганды». Потом ответственные чиновники увидели, что г-жа Аро пишет про Дональда Трампа не менее жестко, чем про Владимира Путина и уведомление о присуждении премии отозвали. «Когда мне сообщили о том, что я была названа победителем премии «по ошибке», я была шокирована, – признается Джессика Аро. – Реальность, в которой администрация президента Трампа и ведущие дипломатические сотрудники занимаются открытой политической цензурой, закрывая глаза на отстаивание прав и свобод человека, – ужасна».

Все указывает на то, что г-н Ассанж журналист с большой буквы. Такие люди не могут не поделиться важной информацией, раз уж она попала к ним в руки. Часто это желание сильнее инстинкта самосохранения. И еще Джулиан Ассанж никакой ни агент спецслужб. Те в силу профессиональной деятельности знают, как устроен мир. Вот Эдвард Сноуден, который из идейных соображений внедрился в ЦРУ и АНБ, дабы показать до какой степени спецслужбы следят за повседневной частной жизнью граждан, а потом все это «слил» в WikiLeaks, видно, что обладает элементарными знаниями. Он убежал жить в Россию, потому что оттуда его не выдадут в США даже после ухода Владимира Путина из руководства государства.

Г-н Ассанж переоценил весовую категорию Эквадора на международной арене. Президент Эквадора Рафаэль Корреа хорошо относился к журналисту-разоблачителю и предоставил ему территорию посольства в качестве убежища, подписал указ о предоставлении эквадорского гражданства. Его преемника хоть и зовут Ленин Морено (назван отцом в честь вождя пролетариата), он был вице-президентом при Корреа, они от одной партии, но политическое поведение совсем другое.

Джулиан Ассанж

В декабре 2018 года Ленин Морено получил от Великобритании письменные заверения в том, что Джулиан Ассанж не будет экстрадирован в США. Это примерно из той же области, как министр информации Казахстана написал бы записку, что пусть его жена станет вдовой, а дети сиротами, но он будет бороться за свободу слова до последней возможности. Потом президент Морено аннулировал эквадорское гражданство Ассанжа и его сами дипломаты выдали английской полиции.

В сухом остатке Джулиан Ассанж показал, что нельзя связываться с государствами, у которых нет последовательной политической линии, но ему самому от этого не легче. Как и от того, что у Швеции был имидж, будто она лояльно относится к журналистам и поддерживает свободу слова. А у Великобритании когда-то был имидж страны, которая не экстрадирует со своей территории по политически мотивированным запросам. Еще г-н Ассанж и WikiLeaks проверили на вшивость швейцарский банк PostFinance, платежные системы PayPal, Visa и MasterCard, которые за считанные дни декабря 2010 года под различными предлогами заблокировали счета и платежи как журналиста, так и сайта. В это же время Facebook и Twitter очень плотно блокировали аккаунты сторонников WikiLeaks.

В принципе, об открывшихся в ходе преследования Джулиана Ассанжа реалиях и так многие догадывались, но что двойные стандарты будут проявлены в таком прямолинейном и тупом виде – это стало некоторой неожиданностью. Поэтому возникает естественный вопрос: Запад не видит, что его лицемерие очень сильно бросается в глаза или это проявление общего кризиса неспособности придумать что-нибудь новое для замены дискредитированных вещей? Ну а для простого человека, далекого от политики и журналистских расследований, главный вывод такой: наличные неимоверно надежнее банковских счетов и электронных денег.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.