В первой половине этого года газопровод Китай — Центральная Азия поставил на китайский рынок более 23 миллиардов кубометров природного газа

Он функционирует в течение девяти лет. С момента начала его эксплуатации по 30 июня нынешнего года по нему в общей сложности в Китай доставлено 277,4 миллиарда кубометров природного газа

Издание Brinkwire опубликовало переданный из Урумчи пресс-релиз под названием «China-Central Asia gas pipeline transports over 23 bln cubic meters in»

— «Газопровод Китай — Центральная Азия транспортировал свыше 23 миллиардов кубометров».

В нем говорится так: «В первой половине этого года газопровод Китай — Центральная Азия поставил на китайский рынок более 23 миллиардов кубометров природного газа», — говорится в сообщении, распространенном PetroChina West Pipeline Company.

Трубопровод берет начало у границ Туркменистана с Узбекистаном, проходит через Узбекистан и Казахстан и присоединяется к построенному самим Китаем газопроводу Запад – Восток в городе Хоргосе на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Он функционирует в течение девяти лет. С момента начала его эксплуатации по 30 июня нынешнего года по нему в общей сложности в Китай доставлено 277,4 миллиарда кубометров природного газа. Этими газовыми поставками было охвачено более 500 миллионов человек в 27 провинциях и регионах Китая».

Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. Строительство газопровода Китай — Центральная Азия началось в 2007 году. И он был сдан в эксплуатацию в 2009 году. С тех пор его пропускная способность поступательным образом увеличивалась.

Вышеупомянутый газопровод Запад-Восток, следующий уже по территории самого Китая и представляющий собой главный газовый становой хребет Китайской национальной нефтяной компании, был сдан в эксплуатацию еще в январе 2005 года. Он берет начало в провинции Синьцзян и заканчивается в Шанхае и тянется почти на 4 тысячи верст. Мощность его составляет порядка 34 млн. кубометров в сутки или 12,4 млрд. кубометров в год. В дальнейшем пропускная способность этого газопровода неоднократно наращивалась. У него имеется множество ответвлений по пути следования основного маршрута.

Что же касается газопровода Китай — Центральная Азия, он так же, как нефтепровод Китай – Казахстан, приносит двоякую пользу. С одной стороны, по этим транспортным артериям наша страна отправляет на экспорт свои энергоносители. А с другой – она ежегодно зарабатывает на транзите туркменского и узбекского газа и российской нефти по ним до $2,5 миллиарда. Для сравнения: Украина получает от $2 миллиардов до $3 миллиардов в год за транзит российского газа по своей территории. Но объемы того же транзита газа по территории Казахстана и по территории Украины пока совершенно не сопоставимы. Ибо в первом случае речь идет о десятках миллиардах кубометров в год, а во втором – о сотнях миллиардах кубометров.

Что же касается экспорта природного газа в Китай из Казахстана, занимающего 22-место по запасам природного газа в мире и 3-место среди стран СНГ после России и Туркменистана, с использованием указанной газотранспортной артерии, его объемы из года в год поступательным образом наращиваются. Но в целом речь все еще идет речь о весьма скромных цифрах. Так, по данным министерства энергетики, в 2018 году в Китай было продано 5,8 миллиарда кубометров природного газа. Несколько большие объемы тогда были отправлены в Россию и на Украину: 9,3 миллиарда кубометров и 6,9 миллиарда кубометров, соответственно. В целом же за прошлый год Казахстан отправил за рубеж 26,5 миллиарда кубометров природного газа на $2,2 миллиарда. И та его часть, которая приходится на долю Поднебесной, все еще остается достаточно скромной. А ведь речь идет о такой экономике, которая по показателю ВВП сопоставима с экономикой всего Европейского Союза. Но этот гигантский рынок, непосредственно соседствующий с нашей страной, получает казахстанского газа меньше, чем Украина, у которой нет общих границ с Казахстаном. Такой факт представляется удивительным еще и потому, что пока еще через Украину проходят просто таки гигантские объемы российского газового экспорта, и ей, казалось бы, нет никакой нужды заниматься импортированием казахстанского газа. А у Казахстана тем более должно было бы быть мало интереса в том, чтобы гнать свой газ транзитом через Россию тогда, как совсем рядом есть практически необъятный рынок потребления его южного соседа. Что и говорить, обнаруживается много непонятного во внешнеэкономической политике официального Нур-Султана. Такая вот имеется реальность.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.