Казахстанские школьники отрезаются от российских вузов

Плач ректоров неконкурентоспособных университетов правительством услышан

Как всегда вероломно и без объявления войны министерство образования ввело новые ухудшения в общеобразовательных школах. Десятиклассников заставили определиться со своим учебным будущим, которое ограничено узким набором корявых профилей. Корявость заключается в том, что при выборе химии, например, не изучается биология (с биологическим профилем аналогично), а для поступления в медицинские вузы России нужны и химия, и биология. Очень похоже на целевой заказ, чтобы сделать учебную программу казахстанских абитуриентов несовместимой с порогом поступлений в российские высшие учебные заведения.

Уже несколько лет тянется «горевание» ректоров казахстанских вузов о том, что выпускники отечественных школ приоритетом при выборе высшего образования видят университеты России, Китая или Чехии. Дополнительным стимулом для поступления в зарубежные высшие учебные заведения выступает избавление от ЕНТ, которое при варианте поступать дома становится затяжным кошмаром на базе СОРов и СОЧей. Казахстанские абитуриенты с отпадением ЕНТ получают обширный бюджет времени, который можно использовать для получения реальных знаний вместо погружения в дурдом.

Зная о неповоротливости и инертности бюрократической машины МОН трудно себе представить, чтобы нововведения со «специализацией» были проделаны за один летний сезон. Разумеется, ломать – не строить, однако даже ухудшающие ситуацию в сфере образования новинки нуждаются в предварительной разработке и согласовании. Поэтому можно смело предполагать, что механизм отсечения казахстанских школьников от российских вузов готовился продолжительное время.

Пока отечественные вузы в своей торговле дипломами не испытывали нехватки абитуриентов, проблема оттока выпускников школ к северному партнеру по Евразийскому экономическому союзу беспокоила их постольку-поскольку. Но если первоначально в российские вузы поступали в основном представители славянских этносов, то в последние годы ситуация кардинально поменялась. Теперь в университеты Москвы, Петербурга, Новосибирска, Томска, Казани, Уфы и других городов все активнее едут не только уйгуры и татары, но и казахи. Очень часто это фактически билет в один конец, ибо российский рынок труда при всех его перекосах предлагает более широкий выбор профессий, рабочих мест и зарплат.

Демографические проблемы внутри самой России заставили Кремль, который проворностью тоже отнюдь не блещет, быстрее поворачиваться лицом в сторону студентов-иммигрантов из ближнего зарубежья. Теперь квота на абитуриентов из СНГ (а из стран-членов ЕАЭС особенно) за счет государственного бюджета Российской Федерации увеличена в разы. Выпускники российских вузов с 2019 года вошли в категорию лиц, имеющих право на получение российского гражданства по упрощенной процедуре.

Санкционная война Москвы с Западом одним из своих следствий получила увеличение рабочих мест на различных производствах внутри России. Сама структура современной российской занятости требует прежде всего тех, кто способен к быстрому обучению, повышению квалификации или переобучению, а все это легче всего по определению дается молодым людям.

Часть отечественных экспертов выражала надежду на то, что усиливающаяся конкурентная борьба местных вузов с зарубежными заставит первых поворачиваться лицом к студентам и осознать вроде бы простую истину о том, что не студенты существуют для университетов, а наоборот. Реальные позитивные подвижки действительно пошли. В ряде вузов снизили стоимость обучения, переделали замшелые учебные программы в более приемлемый вид, начали тщательнее относиться к преподавательским кадрам. Как справедливо писал Карл Маркс, конкуренция – штука жесткая, зато эффективная. Правда, Маркс писал еще и про внеэкономические методы регулирования и воздействия. В сентябре МОН огорошил учеников, их родителей, а заодно учителей и директоров школ именно такими рычагами.

Начинающаяся с 10-ых классов специализация приводит к тому, что в итоговом аттестате пропадает ряд предметов, которые еще будут у нынешних одиннадцатиклассников. Не факт, что с такими документами об образовании волна выпускников 2021-го года сможет поступать в российские вузы.

Теоретически краски можно не сгущать. Ведь китайская или чешская учебные программы мало стыкуются с казахстанскими учебными нормативами и, тем не менее, поступающих в тамошние вузы хватает. Исходя из данного посыла российские вузы тоже примут какие-нибудь меры, позволяющие им и дальше принимать на учебу абитуриентов из Казахстана. Но здесь есть еще одна засада. Специализация старшеклассников общеобразовательных школ в ее нынешнем виде качественно подрывает общий уровень знаний учащихся. Без специальных дополнительных знаний с помощью репетиторов или какими другими средствами, они своей планкой знаний не будут соответствовать российской высшей школе, которая деградирует уже заметно медленней, чем ее коллега в РК. В итоге неконкурентоспособные местные вузы получат человеческий капитал, который сможет поступать только в них.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.