За тупыми учебниками не видят тупой реформы образования

Нагрузка учеников знаниями снижается, а их изнурение абракадаброй увеличивается

Первая четверть учебного года 2017/18 закончена, и можно подводить промежуточные итоги. Министр образования Ерлан Сагадиев, кстати, по итогам четверти в измерении рейтинга управленческой элиты Казахстана занял 47 место из 47-ми возможных. Находящийся во главе рейтинга Карим Масимов набрал итоговый бал 5,19 из 7 возможных, тогда как г-н Сагадиев – 2,89 и стал единственным «двоечником» среди топ-чиновников. В системе школьного образования показатели, аналогичные с ее руководителем. Наиболее удручающая ситуация в 1-х, 2-х, 5-х и 7-х классах, находящихся в эпицентре самой разрушительной «стопицотой» реформы образования.

школьная реформа

«Как первоклашка?» – интересуемся у родственницы. «Тупеет на глазах. До школы трехзначные цифры складывать умел, теперь 3 плюс 3 может ошибиться», – отвечает безутешная родительница.

Во второй половине «ревущих девяностых» довелось преподавать в бывшем Алматинском пожарно-техническом училище (впоследствии АВТУ – Алматинское высшее техническое училище, а затем АТИ – Алматинский технический институт МВД РК). Поскольку курсанты в него поступали со всего Казахстана, то последовательное общее падение качества образования по республике во времени и пространстве никаких сомнений не вызывало.

Историк и социолог Андрей Фурсов точкой невозврата в российской системе образования называет 2005-2006 гг., когда инерция советской школы закончилась и качество знаний после школьной скамьи упало принципиально. Вряд ли Казахстан смог продержаться дольше, ведь тренды на оглупление населения в соседних странах шли параллельно. Однако даже деградация (адаптация через деградацию) может происходить с разной скоростью, и в любом плохом явлении имеются свои стадии, различия и нюансы. Одно дело – стать узником трудового лагеря, и другое – попасть в лагерь смерти.

В фокусе сентябрьского возмущения родителей оказался учебник русского языка для 7-го класса от Зинаиды Какбаевны Сабитовой. Фатальная бредовость и вредность данного учебника давно, подробно и системно проанализированы, поэтому укажем лишь на принципиальный момент. По учебнику г-жи Сабитовой полноценные носители русского языка вынуждены изучать его как иностранный, что фундаментально не может принести положительного результата. Легче танк сливами из рогатки подбить.

За шумным скандалом из поля зрения выпал очевидный факт: любой учебник создается на основе Типовой учебной программы. Если бы Зинаида Сабитова создала свой «шедевр» не по указанной программе, то его не одобрили бы структуры МОН РК и он не пошел бы в печать. Поэтому Ерлан Сагадиев так отчаянно защищает «уникальность», «актуальность» и «новизну» учебников русского языка для 5-го и 7-го классов. Ведь признать несостоятельность Типовой учебной программы равносильно явке с повинной для всего министерства.

Внедрение реформы в 5-ых и 7-ых классах осуществляется без учета возрастной психологии, особенностей развития и без того сложного пубертатного периода детей. И без нововведений пятиклассники испытывали стресс из-за перехода на качественно новую ступень учебы, где базовый класс с одним основным учителем менялся на гроздь преподавателей с новыми предметами изучения. Седьмой класс – это вообще гормональный взрыв, при котором подростки резко входят во взрослость по многим биологическим и эмоциональным показателям.

Поэтапное внедрение реформы (1, 2, 5, 7-ой классы – в 2017/18 учебном году; 3, 6, 8, 10-ый – в 2018/19 и 4, 9, 11-ый – в 2019/20) нарушает один из главных педагогических принципов – принцип системности. Так, в 7-ом классе по многим предметам школьники изучают те же темы, что уже были ими пройдены в 6-ом классе (география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалены изучение ботаники, зоологии и анатомии. Надеяться на профессионализм и подвижничество учителей бессмысленно, потому что они – заложники типовых учебных планов, типовых учебных программ, СОРов (суммативное оценивание раздела) и СОЧей (суммативное оценивание четверти).

Введение новой системы оценивания – по задумке МОН – должно было привести к снижению психологической нагрузки школьников, уменьшению страха перед оценками. На деле СОРы и СОЧи довели учеников 2, 5 и 7-ых классов (в 1-ых классах пока безоценочная система) до состояния интеллектуальных зомби с неустойчивой психикой. Именно из этих 2-3-х оценок по каждому предмету складывается итоговая четвертная. И ситуация, когда школьники в течение двух недель ежедневно пишут СОРы, СОЧи, количество которых доходит до 4-5 в день (!), приводит к хронической усталости, самопроизвольному переходу мозга в щадящий режим работы и нервным срывам.

То, в каком физическом и психологическом состоянии находится ребенок в момент написания СОРа или СОЧа, сильно влияет на результат работы, но естественно, не учитывается функционерами от МОН. Порой больных школьников родители ведут на занятия, чтобы они не писали СОРы и СОЧи после болезни во внеурочное время. Уважительными причинами пропуска по факту становятся только кома и смерть. У школы и до последней реформы существовала масса проблем в плане передачи знаний и формирования навыков, а с новой системой оценивания она просто мутирует в контролирующую организацию.

В истории с долгосрочной арендой земли иностранцам и введением ОСМС (обязательное социальное медицинское страхование) государство продемонстрировало способность включать задний ход. Есть призрак надежды, что и от добивания остатков системы образования тоже могут отказаться. Тем более, что для этого нужна лишь политическая воля, которая прикажет вернуть на повозку общеобразовательной школы вместо новых квадратных колес старые круглые.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.