Не ту страну назвали Сингапуром!

Зачем полнокровному президенту министр-ментор?

Прошлая неделя в казахстанских СМИ и в социальных сетях прошла «под хайпом», причем – с подачи президента страны. Его визит в Германию, еще не начавшись, приобрел оттенок скандальности. И невольными виновниками этого оказались люди, отвечавшие за подготовку визита – помощники, советники, сотрудники МИД.

Начнем с того, что предваряющее визит интервью получилось абсолютно неформатным. В самом деле, трудно представить собеседником Жанны Немцовой первого президента Казахстана: для него дочь убитого российского политика Бориса Немцова была бы слишком токсична. В самом деле, в Кремле это могли воспринять, как своеобразный вызов. Елбасы вообще прессе не доверяет и даже побаивается.

А вот его преемник попытался предстать открытым, демократичным, современным политиком, не боящимся никаких вызовов. Хотя самому Касым-Жомарту Кемелевичу беседа не сулила никаких сюрпризов, поскольку в подобных случаях не только круг вопросов, но и их формулировки согласовываются заранее. По крайней мере. Раньше согласовывались…

Надо сказать. что внимательный просмотр видеозаписи оставляет ощущение обоюдной игры в поддавки: Токаев регулярно дает интервьюеру поймать себя на слове, и та вроде бы пытается сделать это, но… в решающий момент отступает. К примеру, после первой же фразы Токаева о Крыме: «Мы не называем произошедшее аннексией, «аннексия» — это слишком тяжелое слово применительно к Крыму» должен следовать вопрос: «А как вы это называете?» – вот тогда собеседнику пришлось бы призвать на помощь весь свой дипломатический инструментарий, подыскивая нужную формулировку.

Вообще говоря, абсолютно не обязательным был сам вопрос о Крыме. Более того, в прежние времена президентская пресс-служба недрожащей рукой вычеркнула бы его и – вуа ля! — вопрос исчерпан…

Но Токаев – дипломат-то опытный, а вот публичный политик начинающий. Он еще не научился на сухом берегу оценивать, как его президентское слово отзовется не в европейских столицах и даже не в Москве, а в родных степях – поэтому намеренно идет на рискованные заявления ради повышения своего «индекса цитируемости». Здесь, конечно, приложили руку его пиарщики и советники, главный из которых без стеснения называет дипломатические демарши и ноты «рутиной», недостойной внимания.

Можно только представить, что и как провозглашал бы второй президент, не будь он связан неким «джентльменским соглашением» с тем, кто минувшей весной взял его за руку и отвел в Акорду…

Впрочем, Касым-Жомарт Кемелевич наговорил Жанне Борисовне помимо Украины немало дежурных вещей — про тандем и культ личности (ни того, ни другого, разумеется, нет), про свой путь к демократии. Кстати, нас всех можно поздравить — оказывается, демократия у нас есть! Последнее утверждение стоит считать страновым пиаром перед поездкой в ведущее государство Евросоюза (этим, к слову, нынешний президент занимался когда-то профессионально, будучи вице-премьером в правительстве Нурлана Балгимбаева).

Хотя тут как раз и можно поспорить с главой государства. Что такое демократия? Правильно, власть народа. А власть народа – это в самую последнюю очередь предоставленное ему законом право выходить на митинги, когда вздумается. Это в первую голову право народа управлять государством через своих выборных представителей. Есть у нас таковые, кроме самого президента? Да, есть депутаты, но без императивного мандата они не представляют никого, кроме самих себя и не реализуют ничью волю, кроме Администрации президента, где еще до голосования одобрили списки партийных выдвиженцев.

Спрашивается, что мешало Касым-Жомарту Кемелевичу рассказать об этом и заодно о том, как он вместе со своим Нацсоветом общественного доверия намерен строить демократию заново? Вообразите только, как подскочил бы его индекс цитируемости вместе с индексом общественного доверия!

Вместо этого президент не нашел ничего лучше, чем фактически откреститься от братьев по крови – казахов Синцзяня. «В Синьцзяне проживают граждане Китайской Народной республики. Многие сообщения, которые предоставляются международными правозащитными организациями, не соответствуют действительности. Во всяком случае, в отношении этнических казахов идет какое-то намеренное нагнетание вокруг этой темы. Мы понимаем, что это часть геополитики, поскольку Китай и США столкнулись друг с другом в торговой войне» — сказал он Немцовой.

Конечно, для министра иностранных дел позиция безупречная. Но вы же теперь президент, г-н Токаев! Разумеется, маленький Казахстан не может тягаться с огромным Китаем, но все-таки… Кто после этого поверит провозглашаемой Казахстаном политике «соборности» казахов всего мира? Да и формированию казахского патриотизма такие слова из уст главы государства, мягко говоря, не вполне способствуют. Именно этим озабочены сейчас многие из тех, кто считает себя патриотом страны. Загляните в соцсети, почитайте публикации на популярных интернет-ресурсах — они полны свидетельств людей, прошедших пресловутые школы «перевоспитания». Интересно, видел ли эти материалы синолог Токаев? Или его советники решили не грузить шефа всякой «рутиной»?

Словом, на сегодняшний день очевидно: получив власть – сначала из рук Назарбаева, а потом и по итогам президентских выборов – Токаев все еще не стал, по его собственному выражению, «полнокровным президентом». По сути, перед нами – исполнительный президент, отвечающий, как он сам сказал Немцовой, «за оперативное управление страной». Говоря военным языком, полковник на маршальской должности. А полуотставленный маршал Назарбаев «играет важную, если не сказать – определяющую роль в принятии стратегических решений по внешней или внутренней политике».

Угрозы, которые несет столь причудливая система власти, очевидны. Но, как выясняется, не всем. Вот что сказал, комментируя интервью «полковника», бывший политический советник «маршала» Ермухамет Ертысбаев: «Я еще 20 лет назад, если взять архив zonakz.net, давал интервью в апреле 2000 года. Тогда я впервые сказал о том, что второго Назарбаева не будет. Имел в виду, что после Назарбаева будет совершенно новая модель управления, в которой второй президент не будет обладать таким объемом власти, которым обладал Назарбаев. Ему нужна была такая власть, чтобы осуществить такие глубокие эффективные рыночные реформы, чтобы построить сильный Казахстан, который будет признан всем мировым сообществом. И он достиг этой цели. Инновация она по отношению к Казахстану – закономерна. Видимо, и Назарбаев, и Токаев изучали внимательно международный опыт. Есть сингапурский опыт, где Ли Куан Ю 35 лет Сингапур возглавлял. И когда он ушел, он был министром – ментором. То есть своими советами, рекомендациями, авторитетом влиял на дальнейшее управление Сингапуром».

На первый взгляд – вполне себе рабочая для Казахстана схема, но, как говорится, есть нюансы. Даже если у нас есть свой Ли Куан Ю, то где нам взять 18 миллионов сингапурцев – с их совершенно не свойственным нам менталитетом? И еще: достаточно ли у нашего «министра-ментора» политической воли, общественной поддержки, а главное – времени?

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.