«Население живет в нищете, потому что некреативно»

За что вчера Банерджи, Дюфло и Крамер получили Нобелевскую премию – $913 тыс.

В этом году Нобелевская премия по экономике (так называют премию Шведского национального банка по экономическим наукам, учрежденную в память об Альфреде Нобеле) присуждена «За экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью». Ее получили Абиджит Банерджи и Эстер Дюфло, супруги и профессора Массачусетского технологического института США, а также Майкл Крамер, работающий в Гарвардском университете США.

нобелевская премия

Нобелевская премия в области экономики 2019 года, слева направо, Майкл Кремер, Эстер Дюфло и Абхиджит Банерджи.(Фото: Getty images)

Главной совместной работой Банерджи и Дюфло на пути к лауреатству стало исследование «Poor Economics: A Radical Rethinking of the Way to Fight Global Poverty», посвященное борьбе с глобальной бедностью. Эта теоретическая работа увидела свет в 2011 году, а затем ее авторы стали уделять еще больше времени и сил «полевым исследованиям». В последние годы они объединили свои усилия с Крамером, чьи научные интересы связаны с исследованием стимулов (например, бесплатная выдача пачки чечевицы увеличивает интерес к вакцинации). В отличие от большинства экономистов, ставших лауреатами Нобелевской премии по экономики ранее, Банерджи, Дюфло и Крамер являются практиками.

Этот вклад в понимание природы бедности оценен неслучайно. Конечно, это могло произойти и 5 лет назад, и с таким же успехом – еще через 20 лет. Дело в том, что в то время как отдельные страны богатеют, транснациональные компании получают все больший доступ к новым рынкам, количество людей, живущих в бедности и нищете нисколько не уменьшается.

По данным Нобелевского комитета, более 700 млн. человек по-прежнему живут на очень низкие доходы. Ежегодно около 5 млн. детей в возрасте до 5 лет умирают от болезней, которые часто можно было бы предотвратить или вылечить с помощью недорогих методов лечения. Половина детей мира бросают школу без базовых навыков грамотности и счета.

***

Революционность подхода Банерджи, Дюфло и Кремера заключается в практическом анализе различных социальных программ. Причем, эту аналитическую работу они проводили не дома, опираясь на статистическую информацию, а отправившись в бедные регионы Индии, Кении и на месте оценивая действенность мер по снижению бедности. Регионы исследования делились на группы, и в них изучались разные факторы влияния. Полученная ими собственная статистика показывала эффективность мер или их бесполезность.

Ученые экспериментальным образом показали, что снизить бедность можно самыми тривиальными способами – для этого даже громадные инвестиции не нужны. Так, например, они выяснили, что раздача бесплатных учебников и обедов несильно повышает уровень образования в бедных регионах, а вот борьба с паразитами у детей в Уганде и Кении – куда более эффективный фактор.

Точно также на повышение успеваемости и уровня образования оказывает влияние вакцинация детей: чем здоровее население, тем больше шансов, что оно станет более образованным и менее бедным в итоге.

Когда Банерджи и Дюфло начали изучать вопрос, почему в одном из беднейших округов Индии привит всего 1% детей, хотя вакцинация бесплатная, оказалось, что медпункты находились далеко от деревень.

Ученые доказали, что для лучшего охвата бесплатной вакцинацией было достаточно раздавать недорогие подарки (пачка чечевицы) и создавать передвижные прививочные пункты, а для повышения эффективности обучения помимо вакцинации в некоторых случаях лучше всего нанимать преподавателей-контрактников, которым продлевали контракт в зависимости от результата.

Кстати, именно Эстер Дюфло развенчала миф о том, что бедняки всегда покупают как можно больше дешевой еды на все деньги. Она, часто бывая в экспедициях в самых беднейших странах (объездила 18), выяснила, что бедняки стараются покупать более вкусную и дорогую еду, а не набивать желудок самой дешевой. Именно поэтому она очень сомневается, нужна ли вообще продовольственная помощь таким странам, так как эта помощь чаще всего состоит из самых дешевых и непитательных продуктов.

***

В 2015 году лауреатом Нобелевской премии по созвучной тематике уже становился британский и американский экономист Ангус Дитон – «За анализ проблем потребления, бедности и социального обеспечения». Он интересовался распределением расходов потребителями, соотношением между тратами и сбережениями, а также методами анализа уровня бедности и достатка в обществе. Он абсолютно убежден в том, что экономические реалии оказываются разными в разных странах и для разных людей: «Недостаточно установить черту бедности на уровне 1 доллар и 90 центов в день и смотреть, какие данные получаются по всему миру. Нужно понимать, что такое 1 доллар и 90 центов в день в Нигерии, в Непале, в Нанкине».

К этой же теме – глобальной бедности, богатства и нищеты все чаще обращаются экономисты всех стран. Например, и Джозеф Стиглиц, в 2011 году получивший престижную нобелевскую награду «За анализ рынков с ассимитричной информацией», в последующие годы вплотную подошел к изучению природы неравенства в современных США. Более того, он перешагнул запретную черту, когда, благодаря его экономическому гению, совершенно очевидной становится необходимость проведения политических реформ.

Нобелевский комитет, безусловно, ощущает востребованность «практической экономики», Нобель-2019 по экономике – прямое тому подтверждение. Но пока еще его членов мелкие детали и взаимосвязи увлекают куда больше, чем глобальные вопросы. До стыка экономики и политики пока еще далеко.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.