«Националистический раж»

Сетевые СМИ о природе казахского национализма

Асель ОМИРБЕК – «Зиялы қауым: «лакеи капитала», мнящие себя мозгом нации?» — Различные толковые словари характеризуют интеллигенцию как класс образованных людей, который составляет особую и наделённую самосознанием страту внутри нации, выполняет или приписывает себе лидерскую роль интеллектуального, социального или политического авангарда. Есть ли в Казахстане такой класс? Что представляет из себя наша национальная интеллигенция? Какое влияние она оказывает на общественное сознание? Пользуется ли она авторитетом? Прислушиваются ли к ней? Попытаемся разобраться.

Назира ДАРИМБЕТ, журналист — В основной своей массе это конъюнктурщики, подхалимы и приспособленцы, которые молчат, не имеют собственного мнения или говорят то, что нужно власти, когда в стране происходят важные события – такие, например, как Желтоксан или трагедия Жанаозена. Они давно потеряли уважение в народе, потому что прикормлены, сыты, и им так же, как и власти, не до чаяний и страданий простых казахстанцев.

Но есть и такие, к которым прислушивается народ, но их мало, их не показывают по телевидению, их мнения не публикуют в крупных СМИ. Поэтому им сложно влиять на общественное сознание.

Раньше говорили, что интеллигенция — передовая часть народа, пробуждающая общество. Сегодня же многим представителям «зиялы кауым» надо проснуться самим.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, мусульманский общественный деятель — Ситуация в нашем обществе кардинально изменилась. Многие нравственные ориентиры перевернуты с ног на голову. То, что вчера считалось постыдным, сегодня стало предметом гордости, а былые доблести превратилась в объект насмешек. Не хочу рассуждать о том, плохо это или хорошо. Факт то, что мы оказались в иной реальности, и, значит, надо приспосабливаться, выживать. Общественная прослойка, именуемая интеллигенцией, сегодня влачит жалкое существование.

Сауле ИСАБАЕВА – «Исторические юбилеи: пиар-акции, очередной той или возрождение национального сознания?» — Практически каждый в год в Казахстане широко отмечают какой-нибудь юбилей. На нынешний пришлись сразу несколько: 1150-летие аль-Фараби, 175-летие Абая Кунанбаева и 750-летие Золотой Орды. А значит, и средств на их организацию будет отвлечено немало. Но есть ли практическая польза от этого?

Уразгали СЕЛЬТЕЕВ, политолог — Трудно не согласиться с такой постановкой вопроса. К сожалению, празднование этих юбилеев, если судить по подходам к их подготовке и проведению, направлено лишь на закрытие пустот в идеологической работе. Хотя идейно-ценностный потенциал у данных событий колоссальный. Особенно у концепта «Золотая Орда», который, если системно и последовательно встраивать его в общественное сознание, может стать крепкой объединительной основой для казахстанского социума на многие годы.

Надо признать, что мы так и не сформировали общепринятую систему ценностей, которую бы разделяло большинство. Да, успешно «прокачали» идеологию стабильности и межэтнического согласия. За счет этого до сего дня удавалось сохранять плавный и устойчивый ход развития. Но эта линия исчерпывается, она уже недостаточна. И проблема в том, что у нас нет правил взаимодействия на ценностном уровне, как нет и ориентиров.

Жаксылык САБИТОВ, историк — Считаю, что празднованию памятных дат и юбилеев выдающихся личностей должна предшествовать серьезная, я бы даже сказал, рутинная работа исследователей по реконструированию истории, восполнению пробелов в знаниях. Ведь на самом деле мы очень мало знаем о той же Золотой Орде или Казахском ханстве… Можно по пальцам рук пересчитать отечественных специалистов, занимающихся их изучением.

Так вот, чтобы не превращать исторические юбилеи в одноразовые торжества, необходимо обеспечить им сильную научно-исследовательскую базу на долгосрочной основе. И чем быстрее мы этим займемся, тем лучше. К тому же впереди нас ожидает еще много поводов. Как известно, в нынешнем году мы также отметим 100-летие с момента создания Казахской Республики в составе СССР, а в 2025-м — 800-летие восшествия Джучи-хана на престол: это дата фактического образования улуса Джучи на территории Казахстана.

Кенже ТАТИЛЯ – «Как царица Томирис вогнала депутатов мажилиса в патриотический раж…» — На официальном сайте мажилиса парламента РК мы обнаружили любопытный депутатский запрос на имя премьер-министра Аскара МАМИНА, озаглавленный так: «О необходимости увековечения великих событий в истории народа». Откровенно говоря, он нас несколько озадачил. Мы решили обнародовать текст запроса, а заодно высказать некоторые соображения по поводу его содержания.

Вот что написали депутаты: «Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В отечественной истории немало ярких примеров самоотверженной защиты народом своей родной земли, в их числе – значимые события всемирного масштаба. В этой связи в первую очередь можно привести сражение между великим правителем Киром и массагетами. Это событие вошло во всемирную историю, нашло отражение во многих художественных произведениях, сценических постановках. Широко известна повесть Болата Жандарбекова «Томирис». Недавно вышел в свет фильм «Томирис», снятый киностудией «Казахфильм». Мы хотим сказать о значимости этого сражения в истории страны, его роли в формировании национального самосознания, воспитании патриотизма.

Отец истории Геродот, оставивший подробное описание этой битвы, произошедшей в 530 году до нашей эры, пишет: «Наконец, массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир. Царствовал же он полных 29 лет. А Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать среди павших тело Кира. Когда труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех. Затем, издеваясь над покойником, она стала приговаривать так: «Ты все же погубил меня, хотя я осталась в живых и одолела тебя в битве, так как хитростью захватил моего сына. Поэтому-то вот теперь я, как и грозила тебе, напою тебя кровью». (Геродот. История. Книга первая. Часть 214). Данная сцена запечатлена кистью великого Рубенса в его картине «Царица Томирис перед головой Кира».

***

Столь пафосный текст на историческую тему, да еще оформленный как депутатский запрос, вызывает весьма противоречивые чувства. Неужели нашим уважаемым депутатам больше нечем заняться, кроме как сомнительными историческими изысканиями? Стремление покопаться в прошлом как-то незаметно и подспудно становится в нашем обществе чем-то вроде общенациональной забавы. Ладно, еще можно как-то понять, когда этим занимаются обыватели – люди тешат свое самолюбие, выдавая на-гора откровенно сумасбродные идеи и концепции. Например, приписывая к собственно казахской истории «гражданство» Аттилы, хана Аспаруха или того же Чингисхана. Но ведь в данном случае речь идет о депутатах мажилиса — людях, принимающих законы, по которым потом живет наше общество. А значит, обязанных просчитывать, как «их слово отзовется».

Канат УСКЕНБАЙ, кандидат исторических наук — Почему-то наши уважаемые депутаты считают, что в отечественной истории это сражение является первоочередным событием (причем всемирного масштаба) и входит в число наиболее ярких примеров самоотверженной защиты народом своей земли. Это, конечно же, не соответствует тем историческим фактам, о которых мы знаем из различных источников той эпохи. В долгосрочной перспективе персы не проиграли, а саки не победили. Персидская империя Кира и его преемников продолжала существовать и расширяться. Саки (массагеты и другие) впоследствии признали ее власть и в числе прочих подданных персидского царя платили дань, о чем наглядно свидетельствуют надписи и рисунки, высеченные на камне.

Асель ОМИРБЕК – «Совет подстрекателей: члены НСОД и «кордайский погром»» — Кордайская трагедия, унесшая жизни десяти человек, болью отозвалась в сердце каждого без исключения казахстанца, на каком бы языке он ни разговаривал и какому бы богу ни поклонялся. Но, наверное, впервые беда, которая постучалась в двери нашей страны «объединенных наций», всегда по праву гордившейся дружбой населяющих ее народов, не сплотила нас в общем горе. И даже напротив, развела по разные стороны баррикад – в силу того, что среди нас оказалось немало тех, кого запах пролитой крови вогнал в самый настоящий националистический раж.

Причем, как ни странно, в авангарде поднятой в социальных сетях волны оказались некоторые из членов НСОД, созданного в прошлом году по инициативе президента для налаживания общенационального диалога. Вместо того, чтобы попытаться успокоить страсти, призвать к цивилизованному разрешению возникшего конфликта, они стали подбрасывать в огонь новых дровишек. Своими высказываниями эти люди не просто «хайпанули» на болезненной теме, но и окончательно дискредитировали сам смысл существования такой структуры, как НСОД. По крайней мере, до тех пор, пока они числятся в рядах совета, ни о каком общественном доверии не может быть и речи.

Все вышеперечисленные члены НСОД, конечно, проявили «героизм» в борьбе с толерантностью. Но до главного «героя» — Мухтара ТАЙЖАНА — им ох как далеко.

Тот же Мухтар Тайжан выступил с инициативой собрать по событиям в Кордайском районе специальное заседание НСОДа. «Пусть не официально, камерально, но мы должны донести до президента необходимость пересмотра государственной национальной политики. Иначе не удивляйтесь следующим конфликтам и жертвам», — заявил он.

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что проводимая государством политика в сфере межэтнических отношений уже давно дала трещину. Но способен ли НСОД залатать эту пробоину? Не хочется расстраивать господина Тайжана, но после того, что он и его единомышленники наговорили, это выглядит бессмысленной затеей. Благодаря их стараниям НСОД снискал себе славу совета, абсолютно неготового к общественному диалогу. Под обществом в данном контексте стоит понимать все многообразие этносов, проживающих в Казахстане.

Смысл обсуждать в рамках НСОД вопросы идеологии и межэтнических отношений появится только в том случае, если его покинут люди, которые практически ничего не видят дальше своего национального «я». Для них, играющих на поле национал-патриотизма, возможно, достаточно и этого. Но для казахстанского общества в целом — ничтожно мало…

Женис БАЙХОЖА – «Наш доморощенный национализм – бессмысленный и беспощадный» — Казахский национализм как явление окончательно дискредитировал себя, показав свое истинное лицо. Речь даже не о событиях в Кордайском районе, а о реакции на них. Волна ксенофобии достигла просто ужасающих масштабов, причем она охватила не только обывателей, не только пресловутых «лидеров общественного мнения», оседлавших конька откровенного национал-популизма, но и вроде бы интеллигентных, здравомыслящих людей.

Можно если не оправдать, то объяснить крайний, радикальный национализм уйгурский (в Китае), баскский (в Испании), курдский (в Турции) и другие аналогичные – эти народы являются этническими меньшинствами в своих странах и ведут многолетнюю борьбу за независимость, встречая жесткое сопротивление со стороны центральной власти. Но в нашем случае речь идет о «титульном» этносе, который составляет 70 процентов населения республики, имеет статус государствообразующего, занимает почти все ключевые посты и львиную долю рядовых должностей в органах власти, силовых и правоохранительных структурах – то есть, по сути, определяет судьбу страны, а также всех, кто здесь проживает. И то обстоятельство, что немалая часть этого этноса даже сегодня, спустя почти три десятилетия после создания своего независимого государства, продолжает жить категориями национально-освободительной борьбы, выглядит несколько странным.

Вообще, в эти дни очень часто звучали слова о том, что представители диаспор должны уважать казахский язык, казахский народ. Но, дорогие мои, уважения не требуют, к нему не принуждают – его стремятся заслужить. А после таких погромов и особенно после поднятой волны ксенофобии уважения к нам, казахам, со стороны национальных меньшинств точно не прибавится. Другое дело – требовать уважения и соблюдения законов, принятых в нашем Отечестве, но это уже касается всех, независимо от национальности.

Обратите внимание: все громкие межнациональные конфликты в нашей стране происходят с участием «титульных». Вы слышали, чтобы драка даже с трагическими последствиями между корейцем и узбеком или, например, русским и уйгуром переросла в серьезные разборки на этнической почве? Вряд ли. А вот если мы, казахи, не поделили что-то с «нетитульными», и кто-то кого-то пырнул ножом, то это почти обязательно сопровождается кличем «наших бьют!»» и выливается в массовые выступления или беспорядки. Вспомните события в Маловодном, Караганде и т.д., а теперь и в Кордайском районе. Даже сугубо бытовому конфликту со смертельным исходом у алматинского бара «Чукотка» («дело Кузнецова») кое-кто из наших национал-патриотов пытался придать этнический окрас. Кстати, особенно усердствовал в этом нынешний член НСОД, громче всех кричавший в последние дни о том, что виноваты только дунгане, и занимавшийся героизацией погромщиков.

Национализм, подпитываемый только «зовом крови», основанный на двойных стандартах и правовом нигилизме, априори не может быть просвещенным, цивилизованным и конструктивным. Надеюсь, что нас, казахов, понимающих это, гораздо больше, чем тех, кто сознательно или неосознанно вогнал себя в националистический раж…

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.