Прошедшие на этой неделе по всей стране отчетные встречи глав регионов с населением убедили в двух вещах. Во-первых, наш акимовский корпус делится на «демократов» умеренно популистского толка и авторитариев, которых принято именовать руководителями старой школы. Во-вторых, стране жизненно необходима вменяемая региональная политика.
К «демократам» можно уверенно отнести акима Алматы Бахытжана Сагинтаева. Причем, в его случае, надо признать, имидж популиста максимально лишен негатива. Посидевший за свою государственную карьеру в самых разных креслах, он умеет располагать к себе, его обещания предельно конкретны (запустим новые автобусные маршруты, разместим госзаказ в частных детсадах, построим столько-то квартир для молодых семей и т.д.).
Этим рулевой южной столицы напоминает нынешнего президента Казахстана с его коронным принципом «слышащего государства». Вдобавок, тот и другой, будучи умеренными популистами, стараются говорить людям то, что от них хотят услышать. И – каждый в меру своих талантов – пытаются это делать. Правда, как ни странно, у акима это получается даже лучше – возможно, потому, что у президента гораздо меньше пространства для маневра: Касым-Жомарт Кемелевич вынужден постоянно оглядываться на реакцию то Елбасы, то доморощенного олигархата, то международного сообщества, а Бахытжану Абдировичу, получившему безусловный карт-бланш от обоих президентов, приходится лишь иногда посматривать в сторону явно благоволящей ему Библиотеки.
Возможно, поэтому он в ходе своего «айтыса» допускал импровизации на тему «духа демократии», пропитавшего Алматы, готовности пожертвовать экономической целесообразностью ради здоровья и удобства горожан. Согласитесь, не каждый аким может позволить себе пообещать людям субсидировать из бюджета тарифы на электричество после перевода пресловутой «алматинской кочегарки» ТЭЦ-2 с угля на газ (правда, конкретная дата , начиная с которой алмаатинцы задышат полной грудью, пока неизвестна, но Сагинтаев несомненно рассчитывает до нее досидеть. А чего стоят его слова о заведомо убыточных автобусных маршрутах («перевозят в дневное время 73 человека»), которые решено не ликвидировать, что бы жители отдаленных микрорайонов смогли довезти детей до школ и садиков!
Разумеется, такую риторику может позволить себе только рулевой богатого региона. Но даже сагинтаевский предшественник Бауыржан Байбек, обещавший пересадить на общественный транспорт всех автолюбителей, не спешил сулить взамен подобные «ништяки».
Правда, своими политическими заявлениями про «дух демократии» Сагинтаев потенциально делает себя заложником ситуации, поскольку после любой разогнанной полицией акции протеста ему эти слова припомнят…
От старорежимных «удельных князей», к каковым можно отнести главу Восточного Казахстана Даниала Ахметова , его коллегу из Алматинской области Амандыка Баталова и новоиспеченного акима Жамбылской области Бердибека Сапарбаева, не дождешься подобных «откровений». Они – старые «солдаты Елбасы», привыкшие действовать в строгом соответствии с генеральной линией. Не случайно тот же Даниал Кенжетаевич построил свое общение с народом по старой-доброй схеме: сначала подробный доклад о «достижениях», затем – заранее подготовленные видеовопросы благодарного населения с такими же домашними заготовками ответов. А Амандык Габбасович сразу после окончания отчетной встречи эффектно – в стилистике советского партхозактива — снял с должности вице-мэра Талдыкоргана, не выполнившего его поручение – узаконить дом горожанки, побывавшей на приеме у главы области.
Но все это – разовые меры, рассчитанные исключительно на одобрямс обывателя. Выверенной и последовательной государственной политики, опирающейся на поддержку населения, в регионах практически нет. Почему? Да потому, что ее нет и в Центре.
Невозможно назвать ни одну государственную программу развития, по которой прошлые правительства отчитались бы: что выполнено, что провалено и почему. Не говоря уже о том, что за всю историю независимости не припоминается ни одной комплексной программы регионального развития – если не считать попыток развивать кластеры в бытность упомянутого Даниала Ахметова главой кабмина. Каждый новый премьер или отраслевой министр (как, впрочем, и аким) начинал действовать как бы с чистого листа – без оглядки на предшественников. Единственный и далеко не лучший пример преемственности – последовательно варварское недропользование, эксплуатация действующих месторождений почти без разведки новых по принципу «извлекай больше – продавай дороже» К этому, заметим в скобках, приложили руку и местные власти.
В итоге на заседании правительства в минувший вторник констатировано истощение нескольких крупных месторождений нефти, меди и других ископаемых, усугубленное фактической «смертью» отечественной геологоразведки. При таком раскладе специалисты пророчат скорую деградацию и последующее исчезновение «недрозависимых» городов вроде Жезказгана, Рудного, Жанаозена. А судьба тех, кто в них живет, станет головной болью акимов соответствующих областей.
В общем, экономическая политика государства все эти годы напоминала точечную застройку Алматы: воткнуть на свободный пятачок очередной жилой комплекс или торговый центр, а там – хоть трава не расти…
Не удивительно, что за годы независимости от почти половины регионов-доноров бюджета осталось всего три – Алматы, Нур-Султан и Атырауская область. А промышленные Карагандинская, Восточно-Казахстанская вместе с газонефтеносными Западным Казахстаном и Мангистау – на бюджетном подсосе. Фактически сегодня страну «тащат» три углеводородных колосса – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. И, по существу, один крупнейший мегаполис.
…В свое время, еще при Имангали Тасмагамбетове во главе южной столицы, один из его подчиненных произнес с трибуны, расписывая успехи городской администрации, замечательную фразу: «Скоро каждый житель Казахстана, где бы он ни родился, будет мечтать умереть в Алматы». Если родное государство помимо слышащего в ближайшей перспективе не станет думающим и делающим, то очень скоро слова того чиновника перестанут вызывать улыбку…
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.