Чем русский националист отличается от казахского и украинского?

Ответ вам точно не понравится

Чего тянуть кота за хвост: русских националистов практически не существует в природе. Этим они и отличаются от многих других националистов. Ведь кто такой националист? Человек, который, услышав «Алга, казактар!» «Намыс кайда?!» берёт палку или кусок арматуры и вместе с другими решительными парнями идёт восстанавливать справедливость. Так, как он её понимает. Как ему объяснил Мухтар Тайжан.

Вам не нравится в этой конструкции слово «националист»? Давайте заменим его на слово «патриот». Теперь хорошо? Порядок?

Националистов-патриотов пытаются использовать в своих целях плохие люди. Насквозь коррумпированные политиканы, теневые лидеры кланов (не только казахских), просто жадные буржуи. Раздувая национальное намыскайда, они ловят рыбку в мутной воде. Отвлекают народ от борьбы за социальные права. Однако нам важно зафиксировать вот что: в Казахстане есть чего раздувать. Внутри казахского человека горит огонёк национального самосознания. Ждёт, когда его раздуют.

Казахское начальство и казахская полиция поддерживают огонёк. Иногда открыто и пафосно. Иногда тихо озираясь. Эта поддержка – очень важный момент.

С русским национализмом-патриотизмом многое иначе. Российская власть его не поддерживает, а наоборот – всеми силами гасит. По правде сказать, у русского человека этот огонёк и так-то не очень горел. Широко известна русская неготовность к самоорганизации. Неумение отстаивать свои права, когда нет поддержки начальства. Высокообразованные книжные националисты не имеют влияния в массах. А других русских националистов – харизматичных, с организаторскими способностями – кремлёвская власть, как я уже сказал, жёстко прессует. В их словах и поступках находят криминал и дают большие тюремные сроки. Бывает, что с такими людьми приключаются иные неприятности.

Виталий ТретьяковПочему так происходит? В двух словах не объяснишь. И вообще, по этому поводу существуют разные мнения. В том числе противоположные друг другу. Вот, например, моя беседа о русском и нерусском национализме с Виталием Третьяковым. Он один из самых уважаемых российских экспертов, умный и осторожный человек. Третьяков считает, что, с одной стороны, совсем без национализма нельзя, поскольку «националисты это люди, которые готовы идти на смерть, это последние защитники своего народа». А с другой стороны признаёт, что «русский национализм – наименее реально существующий феномен. Я бы даже смел утверждать, что его не существует вовсе».

«При этом нужно отметить, что, как в советское время, так и сейчас – говорит Виталий Третьяков,центральная власть наиболее активно подавляла всякое сколь-нибудь активное проявление того, что принято называть русским национализмом, прекрасно понимая, что это чревато развалом многонациональной страны. А вот многие иные национализмы центральная власть России либо до поры до времени терпит, либо пытается минимизировать или «перевоспитать».

То есть ситуация с русским национализмом глубоко диалектическая. Или даже драматическая. Наши государственники считают, что его нельзя допускать: это чревато развалом страны. Но в то же время носители некоторых местных национализмов пытаются, пользуясь всеобщей толерантностью, сесть русским на голову.

В Казахстане такой проблемы у государствообразующего народа нет. Любые попытки представителей диаспор устанавливать свои правила, качать права или просто очень уж высоко держать голову пресекаются решительными казахскими парнями при помощи палок и арматуры.

Но по этой причине (хотя не единственной) Россия с её странноватой толерантностью – великая мировая держава. А Казахстан – небольшая и не слишком передовая страна Центральной Азии.

Почти у всех народов с высокой степенью внутренней этнической солидарности и нетерпимости к «чужим», как правило, государство маленькое и бедное. А русские стали ядром и скрепляющим раствором огромной империи в том числе потому, что принимали «чужие» – присоединившиеся или завоёванные – народы в свою семью. Выстраивали с ними отношения, а не загоняли под плинтус. Национальные элиты вливались в единую имперскую элиту и чувствовали себя в ней превосходно. В отличие, например, от индейских элит в Америке.

Наверное, в этом месте мне напомнят о скинхедах. Я живу в Москве двадцать лет и ещё помню время, когда на Болотной площади действительно можно было встретить чувака с бритой головой, в синих джинсах и в берцах. Последний раз это было примерно в 2009 году. Затем скинхеды вышли из моды. Некоторые, не желавшие из неё выходить, сели в тюрьму. Наиболее отмороженные в 2014 году отправились воевать на Донбасс – за украинскую сторону. Вы спросите: как это может быть? Они ведь русские националисты! Но логика у них такая. «Власть в России – антирусская. Она подавляет здоровое национальное движение. А украинцы молодцы. Прогнали коррумпированного Януковича и строят национальное государство. Надо им помочь. А потом они помогут русским националистам свалить проклятого Путина с его еврейско-кавказской мафией».

Теперь об украинском национализме. Я вообще-то родился на Донбассе и неплохо себе представляю тамошние реалии. С некоторыми из видных киевских политологов мы в последние годы довольно откровенно, и поэтому не всегда дружелюбно общаемся в фейсбуке. Ну так вот. «Чистая публика» в Киеве не очень любит и сильно побаивается украинских националистов. (Собственно, та же история с казахскими националистами в Алма-Ате). Когда к 60-летию убийства Бандеры я хотел сделать интервью с кем-нибудь из украинских экспертов, охотно дающих комментарии на любые темы, почём зря кроющих Россию и Путина, смело ругающих Зеленского и Коломойского – никто из них, этих экспертов, не согласился говорить про Бандеру. Хвалить его никто не хотел, а осуждать все побоялись. Сторонники Бандеры шуток не любят.

Наверное, можно сказать, что на Украине по сравнению с Казахстаном наступил следующий этап роста национального самосознания. Местные патриоты уже не просто бьют «чужих», но и отобрали власть у правящего коррумпированного клана. У своих украинских Назарбаевых. Однако на смену пришёл миллиардер Порошенко, а его сменил еврейский клоун. Пока всё это не принесло большого счастья украинскому народу.

Российская «имперскость» тоже не всегда счастье для простых русских людей. Есть даже мнение, что это скорее несчастье. Например, так считает историк Сергей Сергеев, автор книги «Русская нация, или Рассказ об истории её отсутствия». Книга интересная, глубокая и печальная. Концепция автора состоит в том, что русские как народ всегда служили лишь материалом для строительства и укрепления империи. Я читал книжку с полным доверием к автору, пока он рассказывал про минувшие века. А дочитавши до ближних времён и до тех событий, свидетелем и участником которых я был непосредственно – например, автор описывает положение русских в Советском Казахстане 1970-80-х и атмосферу вокруг декабря-1986 – я с облегчением понял, что Сергей Сергеев, мягко сказать, неточен. Он «выпрямляет» историю в нужную ему сторону. Никакой дискриминации русских в Казахстане в те годы не было. Скорее наоборот. Всё началось позже.

Не имеет под собой серьёзных оснований и многолетний плач (или многолетнее злорадство) по поводу того, что русские-де из-за своей толерантности в России вымирают, и скоро это будет другая страна, заселённая потомками смуглых народов. На самом деле в России живёт 146 миллионов человек. Из них более 80 процентов – русские. Так было по переписи 1989 года, так оно есть и сейчас. Более высокая рождаемость у малых гордых народов с численностью населения в полмиллиона человек, в один миллион и даже в три миллиона человек – практически не отражается на общероссийской этнической динамике. В наших мэриях, министерствах и администрациях большинство составляют широколицые русские люди. Да, там много и нерусских лиц. И это абсолютно нормально для многонациональной страны.

Что касается аргумента «ничего-ничего: вот закончится нефть – тогда посмотрим, где окажется ваша «Великая Россия». Вот как закончится, так сразу и посмотрим. А пока – чего гадать.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.