Проигрышная партия президента

Кто и зачем приближает конец толком не начавшейся «токаевской оттепели»?

Минувшая суббота убедительно продемонстрировала глубочайший политический кризис в стране. Власть не хочет, а так называемая оппозиция не может (или наоборот?) предъявить обществу сколь-нибудь внятную повестку дня.

Теперь уже очевидно, что выборы нового парламента можно с одинаковым успехом проводить и через два месяца, и через год – состав и главное влиятельность депутатского корпуса от этого качественно не изменятся. С одной стороны, пример «демократов» — другим наука. А с другой даже если бы Демократическая партия, немногочисленный и подчеркнуто постановочный митинг в поддержку которой прошел в Алматы, получила государственную регистрацию, прошла в парламент и стала еще одним (вдобавок к коммунистам и акжоловцам) довеском к провластному «НурОтану», ей все равно нечего было бы предложить своим избирателям.

В самом деле, за почти погода, прошедшие с момента, когда ДПК заявила о себе, лидеры создаваемой партии не сделали ни одного программного заявления, мало-мальски отличного от тех, что прежде раздавались из оппозиционного лагеря. Равные права для всех казахстанцев, свобода митингов и мирных собраний, освобождение всех политзаключенных – все это можно услышать сегодня от любой политсилы, желающей оставаться в тренде. Больше того, сам президент говорит фактически об этом же самом, разве что используя более «респектабельную» риторику.

Да, сегодня власть пытается играть на традиционном поле оппозиции (адресная социальная помощь, борьба с безработицей, попытки решать проблемы учителей, врачей и других бюджетников), и делает это во многом успешнее – что не удивительно, если помнить, в чьих руках административные и финансовые рычаги. Но в такой ситуации новоиспеченные демократы должны были придумать свою «фишку», способную если не мобилизовать потенциальных сторонников партии, то, по крайней мере, вызвать у них любопытство. Однако, ничего подобного в загашнике у демократов, похоже, не было припасено. Правда, еще прошлой осенью один из лидирующей тройки ДПК Жанболат Мамай обещал предъявить программу партии на ее учредительном съезде, но усилиями полиции, еще накануне повязавшей часть делегатов, интриги не получилось.

Но даже если бы «торжество демократии» случилось, сенсаций ждать не стоило. Народ устал от партстроительства, которое в большинстве случаев «замерзает» на уровне благих намерений. Люди ждут не столько самого «здания» партии, сколько яркой презентации будущей стройки с лозунгами «долой!» и «даешь!». Именно этим стоило заняться Мамаю и Ко когда стало ясно: власть сделает все, чтобы сорвать учредительный съезд 22 февраля.

Другой вопрос: зачем его срывать? Похоже, на него нет ответа даже у самой власти. Превентивно арестовав Мамая и с десяток-другой его адептов, «свинтив» и свезя в участок других активистов ДПК (в том числе харизматичного, но по всем меркам вышедшего в тираж Тулегена Жукеева), полиция невольно подтвердила худшие опасения тех, кто все еще верил в «токаевскую оттепель». А выход на волю раньше положенного срока Жанболата Мамая вызвал новый всплеск конспирологических версий на тему: конечные бенефициары проекта ДПК сидят в Акорде.

Между тем, главным проигравшим от случившегося в минувшую субботу по всем раскладам оказывается именно Акорда, а точнее – президент Касым-Жомарт Токаев. Один из ключевых его предвыборных постулатов «разные мнения – одна страна» можно считать окончательно дезавуированным. Это во-первых. Во-вторых, теперь еще труднее будет поддерживать его международный имидж сторонника «глубоких политических реформ», которые он обещал еще летом в интервью Bloombergи позже – перед членами Национального совета общественного доверия. Наконец, в третьих, ситуация убедительно демонстрирует неспособность власти реально «запустить» перевернутый Токаевым принцип предшественника «сначала экономика – потом политика». Очевидно, что без решения – вернее, без выработки внятного алгоритма решения острейших экономических и социальных проблем все попытки модернизировать политическую систему обречены. Стране нужен не просто работающий план реформ «через колено», но — и это главное! – политическая воля на их реализацию.

На заседании правительства 24 января президент определил дедлайн: уже к середине мая правительство должно «родить» программу таких реформ. Однако, кабинет Аскара Мамина (как, впрочем, большинство его предшественников) способен выдать на-гора не то, что от них требуется, но то, что они умеют. А лучше всего у них получается не генерировать реформы, а имитировать их, не затрагивая интересов правящего класса.

В этом смысле показательна история с многострадальным законом из политического блока – о митингах, пикетах и шествиях. После оптимистических заверений членов НСОД о подготовленном ими законопроекте с уведомительным принципом проведения митингов вместо действующего разрешительного на свет появляется проект от Министерства информации и общественного развития, похожий на то, что провозгласил президент, не больше, чем детская коляска на танк. Потому, что чиновники МИОР (как, впрочем, и любые другие чиновники) привыкли мастерить условные танки, а не детские коляски. Впрочем, возможно таков был «оборонный заказ» Библиотеки, верным охранителем интересов которой в последнее время зарекомендовал себя рулевой МИОР Даурен Абаев.

А теперь – внимание, вопрос: подаст ли президент Токаев голос в защиту варианта закона, разработанного птенцами его гнезда или молча проглотит очередной удар «Кiтапханы» по своему имиджу реформатора? Ответом в принципе могут служить слова самого министра, который на брифинге в Алматы с показной запальчивостью обещал: его законопроект парламент примет в работу до следующего заседания НСОД. А Даурен Аскербекович бросает слова на ветер, только убедившись, что тот дует откуда надо…

Так что же мы имеем в сухом остатке? Во-первых, необходимость что-то делать с нацсоветом по доверию: новые инициативы этого «потешного полка» не то, что бесполезны, а просто опасны для политической репутации его создателя. Во-вторых, для поддержания означенной репутации следует позволить инициативной группе ДПК, каковая (группа, а не партия) получила регистрацию в Минюсте, провести наконец свой учредительный съезд. Толку от новой партии будет не больше,чем от существующей в спящем режиме «тезки» — Общенациональной социал-демократической, но вреда, однако, тоже никакого. Во всяком случае, на митинги в ее поддержку – пусть даже по всей стране – вряд ли выйдут более 250 сторонников, что даже по абаевскому проекту позволяет митинговать с уведомлением, но без разрешения.

А в-третьих, нужно как можно скорее согласиться с министром внутренних дел Ерланом Тургумбаевым и перебросить 12 тысяч подчиненных ему «сторожей в погонах» с проходных госучреждений на охрану общественного порядка. Не дай Аллах, завтра на митинг против нового закона о митингах без разрешения соберутся 260 человек – да еще в нескольких городах одновременно. Мало ли чего они удумают – люди-то после «реформ через колено» станут сплошь нервные, взвинченные. А «винтить» их окажется некому…

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.