Что означает массовый исход русских из Казахстана для коренного населения республики?!

Значительная часть русских, с которыми ассоциировалось строительство социализма в Казахстане, уехала, теперь должно приехать немалое количество других приезжих извне, с которыми, предположительно, будет связываться задача дальнейшего строительства уже капитализма

Издание Posredi.ru опубликовало статью под названием «Массовый исход русских из Казахстана».

В предисловии к ней говорится так: «Исход русских и русскоязычных из Казахстана, начавшийся сразу после отставки президента страны Нурсултана Назарбаева, к концу 2019 года приобрел массовый характер. Причем, покидают Казахстан не только русские, но и русскоязычные казахи. Эмигрируют главным образом высококвалифицированные люди с доходом, превышающим средний».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Исход из Казахстана трудно назвать «естественным процессом», продиктованным лишь чисто экономическими факторами. Статистика такова: в 2016-м на ПМЖ в Россию только официально выехали 23,5 тысячи русских, в 2017-м – 26 тысяч, в 2018-м – уже почти 30 тысяч. 2019 год и вовсе обещает быть «рекордным» – за три квартала 2019 года 34,2 тыс. человек от казахстанского паспорта в пользу российского. В последние месяцы 2019-го это явление приняло вовсе обвальный характер.

Как бы то ни было, но исход русского и русскоязычного населения будет только нарастать».

И все же в этом случае причины и чисто экономического или, если угодно, материального порядка играют, видимо, весьма существенную роль. И Россия, и Казахстан – теперь страны капитала. И тут есть схожесть. Это понятно. Но есть разница. Казахстан – страна, главным образом, иностранного капитала. Так сложилось. А Россия – страна преимущественно отечественного капитала. В этом смысле для русского человека, ясно осознающего свою принадлежность к великой нации и отнюдь без восторга воспринимающего превалирование иностранцев у него перед носом, его историческая родина также представляется более подходящей для дальнейшей жизни страной.

Итак, казавшийся когда-то лишь гипотетически возможным массовый исход русско-славянского и в целом европейского населения из Казахстана явно набирает силу. Но при этом он ударил бумерангом по самим казахам. Освободившись от значительной части русско-европейского населения, которая была (и даже сейчас, несмотря на ощутимые количественные и качественные потери, пока еще остается) ведущей интеллектуально-производственной силой и решающим фактором эволюционного развития, Казахстан утрачивает прежний облик и прежнюю уверенность в себе.

А как же иначе, если при наличии сотен и сотен тысяч не занятых по-настоящему людей вполне трудоспособного возраста в казахстанских городах и особенно аулах остается актуальным вопрос ввоза в страну десятков тысяч иностранных квалифицированных рабочих и технических специалистов?! Если их приходится привлекать извне, значит, самим нам то, что предполагается возложить на такое огромное количество гастарбайтеров, уже не по силам?

Экономика в течение многих лет стремительно увеличивалась в объеме. Соответственно рос спрос на квалифицированную трудовую силу. И сложилась практика его покрытия за счет приглашения людей извне.

А между тем, серьезным производительным трудом в реальном секторе экономики по-прежнему занята весьма невысокая доля представителей коренной национальности. Соответственно, высокие темпы роста экономики отражается на их благополучии в целом весьма опосредованно.

Поэтому нет, думается, ничего удивительного в том, что большинство представителей коренного населения, испытывая сильнейшее разочарование от сложившейся в обществе за последние годы ситуации, вынуждено менять привычный образ жизни и модель поведения. Тут еще многие влезли в огромные, с точки зрения их долговременной платежеспособности, кредитные долги. Сейчас, когда раскрутка всеобщей модели жизни в долг затормозилась из-за связанных с падением цен на нефть и пандемией коронавируса кризисных явлений, появились поводы для новых разочарований.

Рост протестных настроений среди масс простых казахов — прямое следствие всего этого процесса. Они испытывают очень чувствительный стресс и предельно раздражены, полагая, что им незаслуженно осложняют жизнь.

Хотя именно сейчас казахское население как раз начинает жить по своим возможностям и по своему разумению. Раз надо приглашать десятки тысяч рабочих рук из-за рубежа, имея сотни и сотни тысяч своих фактически безработных, это значит, что построенного социализма уже нет, а формирующийся капитализм будет строиться дальше силами в значительной степени других, уже новых приезжих людей.

То есть ситуация примерно такая: значительная часть русских, с которыми ассоциировалось строительство социализма в Казахстане, уехала, теперь должно приехать немалое количество других приезжих извне, с которыми, предположительно, будет связываться задача дальнейшего строительства уже капитализма. Сами казахи в значительной своей части опять как бы остаются ни при делах при таком новом раскладе.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.