Кто такой турок? Это сложный вопрос

Ибо сейчас идеологи официальной Анкары взялись за установление мусульманского национализма вместо турецкой (тюркской) идентичности

Газета New York Times некоторое время назад опубликовала статью Кайи Генча под названием «Who Is a Turk? It’s Complicated» — «Кто такой турок? Это сложный вопрос».

В предисловии к ней говорится так: «Господин Генч является эссеистом и писателем. Он живет в Стамбуле».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «В начале этого года Турция открыла свои строго охраняемые реестры документов об этническом происхождении своего населения, монументальный архив родословных, относящихся к временам Османской империи. Веб-сайт, который предоставляет доступ ко всем государственным услугам в стране, теперь содержит в себе генеалогическую вкладку. Пользователи могут загружать документы о происхождении (своих) предков с записями, восходящими корнями к 1882 году.

С тех пор, как появился новый сервис, темы родовых корней, миграции, (этнической и расовой) чистоты и смешанности превалируют в контексте разговоров в группах сети WhatsApp, офисах и чайных кафе. Всего за два дня более 5 миллионов турок входили на этот сайт для получения сведений о своих родовых корнях в вышеназванном реестре. Интерес был настолько велик, что через считанные часы он (сайт) рухнул. Правительство оказалось вынужденным приостановить работу сервиса на несколько дней.

На протяжении столетия турецкое государство навязывало своим гражданам жесткую национальную идентичность, исключающую этническую принадлежность и подчеркивающую «чистую» турецкость. Открытие правительством своих реестров заворожило людей. По мере восприятия турками сведений об их собственном этническом разнообразии, вековая идея расовой чистоты, созданная и навязанная государством, стала рушиться».

Множество людей, привыкших воспринимать себя в качестве расово чистых турок, выяснили, что на самом деле они являются потомками представителей других национальностей. И то, что в жилах современных турок течет кровь десятков этносов.

«Оказывается, моя родословная по материнской линии восходит к Еревану, — написал один из пользователей на сайте Eksi Sozluk, где появились тысячи комментариев по этому вопросу. — А моя родословная по отцовской линии — грузинская. Я в шоке».

Турецкие левые выражали серьезную озабоченность проявленным к генеалогии интересом, опасаясь того, что это может привести к трайбализму и даже к гражданской войне.

А вот редактор армянского еженедельника Agos приветствовал открытие доступа к этим реестрам. Он взял интервью у профессора антропологии, который назвал этот шаг «революционным действием» и «серьезным признаком поворота к нормальному направлению» в плане разоблачения мнимой этнической чистоты турецкого национализма. И на самом деле результаты исследования, опубликованного в 2012 году в журнале Annals of Human Genetics, свидетельствуют о том, что 38 процентов жителей современной Турции имеют европейские корни, 35 процентов — ближневосточные, остальные — южно-азиатские и центрально-азиатские.

Какое все это, казалось бы, имеет отношение к Казахстану?! Дело в том, что мы тут у себя в стране продолжаем убаюкивать себя политическими и социальными установками о единстве тюркского происхождения народов и общности интересов их государств. Казахстан входит во все международные тюркские структуры под началом официальной Анкары и поддерживает все общетюркские объединительные инициативы.

До недавнего времени такой курс был, в общем-то, оправдан постольку, поскольку основанное Мустафой Кемалем Ататюрком государство на протяжении многих десятилетии считало принадлежность к турецкой (тюркской) нации базовой основой своей национальной идентификации. Иначе говоря, турецкая государственная идеология базировалась, прежде всего, на идее тюркизма. Теперь ситуация там меняется. Ибо сейчас идеологи официальной Анкары взялись за установление мусульманского национализма вместо турецкой (тюркской) идентичности. В этом плане уже сделано немало. Поэтому представляется неудивительным что государство, взяв в качестве общей идеологии ислам, позволяет гражданам узнать свои национальные корни. На этой основе теперь будет выстраиваться и внешнеполитический курс турецкого руководства. Так что Казахстану в свете таких перемен в Анкаре пора сделать свои выводы.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.