Почему Россия третирует Белоруссию, свою ближайшую союзницу в Европе?

Для Москвы богатый энергоресурсами Казахстан имеет гораздо большее значение, чем Белоруссия, которую многие российские политики считают государством-клиентом

Издание American Thinker опубликовало статью сербского свободного журналиста Николы Миковича под названием «Why is Russia Sticking it to Belarus, its Closest Ally in Europe?» — «Почему Россия третирует Белоруссию, свою ближайшую союзницу в Европе?».

В ней говорится так: «Белоруссия, известная как «последняя диктатура в Европе», долгое время оставалась самой верной союзницей и клиентским государством России.

Однако вместе с появлением нового коронавирусного кризиса ситуация может измениться.

Прежде всего обратим внимание на то, что Россия, как представляется, необъяснимым образом надавливает на свою единственную союзницу в Европе, и делает она это в такие трудные времена. Кризис вызвал значительное падение цен на энергоносители, но Россия по-прежнему отказывается снижать стоимость своего природного газа, поставляемого Белоруссии.

Недавно две страны подписали (новое) соглашение по ценам, на основе которого можно придти к выводу, что Россия, похоже, не желает продолжать субсидирование белорусской экономики советского типа.

Не найдя общего языка с Россией по нефтяным ценам, Белоруссия с недавних пор начала импортировать нефть из таких стран, как Норвегия, США, Саудовская Аравия и Азербайджан.

Это представляется признаком того, что Минск стремится сократить импорт российской нефти примерно до 40 процентов, что может серьезным образом сказаться на состоянии белорусской экономики постольку, поскольку российская нефть оказывается намного дешевле любого иного импортного сырья при более низких транспортных расходах. До сих пор Белоруссия традиционно выигрывала, покупая российские нефтепродукты по субсидируемым ценам и реэкспортируя их дальше (уже по международным рыночным ценам), то есть поступая точно так же, как Куба поступала с импортированной венесуэльской нефтью.

В мае Россия ввела запрет на ввоз нефтепродуктов (включая бензин, дизельное топливо и авиационный керосин) с тем, чтобы защитить свою нефтеперерабатывающую промышленность от дешевой импортной продукции. В том числе — от импорта из Белоруссии. Эта мера обернется сильным ударом по экономике этой соседней страны. Ибо (до сих пор) Белоруссия перерабатывала российскую нефть и затем продавала ее обратно России. Понятно, что Кремль не намерен идти на уступки Минску.

Российский президент Владимир Путин недавно отверг возможность введения единой цены на газ для стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), поскольку «единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения». Как Россия, так и Белоруссия являются членами этой организации, которая существует главным образом на бумаге.

Россия использует Евразийский экономический союз в качестве инструмента для укрепления своего влияния на столицы государств-членов этой организации — Минск, Нур-Султан, Ереван и Бишкек.

Однако она не одинаково относится ко всем государствам-членам ЕАЭС. Для Москвы богатый энергоресурсами Казахстан имеет гораздо большее значение, чем Белоруссия, которую многие российские политики считают государством-клиентом, или даже своего рода энергетическим вампиром, поскольку она постоянно добивается от России снижения цен на энергоносители».

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.