Выборы близко. Зима еще ближе

Почти на всем постсоветском пространстве выборы превратились в угрозу дестабилизации

Если уж в США – оплоте свободных выборов и демократии – от электорального процесса веет масштабными угрозами по дестабилизации государства и общества, то что говорить про остальных? Для политических элит и контрэлит выборы превратились в своеобразную «стрелку», на которой выясняют кто реально главный и должен управлять страной. «Акорда» датой властно-политических разборок указала 10 января 2021 года.

Радует уже тот факт, что выборы состоятся не в злосчастном 2020-ом. У 2021 года реноме еще не испорченное. После очередной победы майдана в Кыргызстане многие высказывали предположение, согласно которому политическое руководство Казахстана сдвинет дату мажилисско-маслихатской кампании на попозже, пока улягутся пыль и гарь от соседских погромов. Однако в Нур-Султане посчитали иначе.

Впервые за 16 лет парламентские выборы пройдут точно в срок, а не досрочно. Возможно, в этом уже состоит «перенос» даты голосования. Опять же первый раз мандаты в маслихатах всех уровней будут распределяться только между партиями. У беспартийных гипотетически осталась последняя форточка возможностей: они могут попасть в Мажилис по квоте от Ассамблеи народа Казахстана, которая будет заполнена 11 января (девять человек).

Широко анонсированные политические реформы не привели к появлению новых игроков на поле зарегистрированных партий Казахстана. Перед нами все тот же «Нур Отан», который даже праймериз проводит с использованием адмресурса и фальсификаций. Если партия власти состоит на службе высшей бюрократии, то «Ак жол» – это партия крупной буржуазии. Есть еще выморочная КНПК, которая вроде как должна защищать интересы трудящихся, но на практике всегда поддерживает генеральный курс, будь то повышение пенсионного возраста или ужесточающие изменения в законе «О профсоюзах». ОСДП так и не смогла собраться во внятную и целостную политическую структуру с ясными программными целями. «Ауыл» является полупризрачной партией, а «Бирлик» совершенно призрачной и не подающей признаков политической жизни.

В Казахстане огромное количество больших и малых социальных групп, которые не в состоянии идентифицировать себя и свои интересы ни с одной из легальных политических партий. По форме у сельскохозяйственных рабочих, городского креаклиата, муниципальных клерков или индивидуальных предпринимателей вроде как есть партии, которые представляют их интересы или должны им соответствовать, но по сути их нет.

«Акорда» в политической жизни исповедует принцип отстрела на дальних подступах. Чтобы как в Кыргызстане на площадь не вышли представители партий, недовольных официальными результатами выборов, в Казахстане не регистрируют такие партии. Нет партии в избирательном списке – нет проголосовавших – нет недовольных тем, как подсчитаны голоса. Эксперимент с Амиржаном Косановым показал, что если для политически активных и одновременно протестно настроенных граждан приоткрыть щель в заслонке легальных политических процессов, то они сразу пытаются на нее навалиться и раздвинуть еще шире.

Специалисты по майданным технологиям в плане практических советов как свергать законную власть в Казахстане – только беспомощно разводят руками. Марши недовольных на Нур-Султан невозможны из-за огромных расстояний. Переброска автобусами тоже, поскольку дорог мало и все они легко перекрываются полицейскими кордонами. В столице непропорционально большой удельный вес чиновников, бюджетников и силовиков, что позволяет центральной власти чувствовать себя достаточно уверенно. По своему людскому потенциалу лишь Алматы гипотетически может выйти из-под контроля местных властей, но столица со всеми главными органами управления находится совсем в другом месте.

В эти выборы «Акорде» все равно придется понервничать. Коллапс системы здравоохранения сильно разозлил общество и одновременно сработал на дискредитацию органов государственной власти и управления всех уровней. Критическое недовольство системой образования со всеми ее отупляющими учебными программами и горе-учебниками вышло на качественно новый уровень из-за дистанционной формы обучения, которая еще больше усугубила все имеющиеся пороки. Разорена масса бизнесов, что повлекло за собой рост безработицы и падение доходов населения. Косвенным свидетельством общего состояния дел может служить степень закредитованности населения и объемы просрочек по этим кредитам. Рост цен не останавливается, а бьет он в первую очередь по самым бедным.

Из поведения правительства и акимов видно, что реальной информацией о положении дел на местах они совершенно не обладают. В период карантинов и локдаунов на население фактически была наведена искусственная психическая эпидемия. Если при нормальном течении государственной и общественной жизни 2% от популяции гарантированно имеют серьезные проблемы с ментальным здоровьем, то в октябре текущего года даже страшно представить количество пополнивших армию таких людей. Принципиальный маркер сумасшедшего в том, что человек с нормальной психикой не в состоянии наверняка прогнозировать его поведение в любой ситуации, а в провоцирующей – особенно.

Социология давно засвидетельствовала, что весной и летом люди настроены гораздо оптимистичнее, чем осенью и зимой. В этой связи выборы в январе – очень неправильно с климатической и сезонной точки зрения. Нынешний год неурожайный и проблемный не только у представителей агропромышленного комплекса, но и у дачников, чей сезон был повсеместно сорван карантинами. Огромную массу населения ждет холодная, безденежная и беззапасная зима, а потому выборы запросто могут преподнести «сюрпризы».

Тех, кто не пустил на политическое поле новые партии, нельзя обвинить в отсутствии логики. Новые партии неизбежно оседлали бы тему популизма (то есть обещали быстрое и эффективное решение застарелых проблем), плюс за ними нет шлейфа стойкого разочарования, как за всем паноптикумом зарегистрированных партий. Поэтому надежда на то, что в этот раз все мандаты будут поделены как надо и потом пять лет сравнительного отдыха – вполне объяснима. Однако в такой формуле слишком много «если». То, какой тренд выборам и реализации их итогов будет задан в ноябре в США, окажет крайне серьезное влияние на 10 января 2021 года в Казахстане.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.