От «Асара» до «Адала»

Станет ли Тимур Кулибаев «казахским Дональдом Трампом»?

Пока весь мир гадает, сумеет ли Америка под водительством демократа Джо избавиться от тяжелого наследия республиканца по партийной принадлежности и внесистемного по сути выскочки-миллиардера Дона (такие, как Трамп, уместны скорее в роли спонсоров чьей-то избирательной кампании, нежели участников собственной), в Казахстане, кажется, намечается своя предвыборная интрига. В политику идет сила, которая до сего момента избегала заявлять о себе на этом поле – Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Правда, официально никто об этом не заявлял, но особо дотошные и политически активные граждане обнаружили на просторах Всемирной сети сайт недавно переименованной партии «Адал» (она же – зарегистрированная Минюстом «Бирлик»).

Судя по сайту, исчезнувшему вскоре после его обнаружения, базисом для новой политсилы должно стать именно детище Тимура Кулибаева, которое давно уже называют неофициальным министерством по делам бизнеса. Правда, в пресс-службе НПП информацию о новом партийном проекте назвали фейком, что, понятное дело, может трактоваться очень широко…

Вообще-то все выглядит вполне логично: Тимуру Аскаровичу сейчас самое время… не то, чтобы самому идти в политику, но двигать туда свои обозы – особенно после того, как вчерашняя «прима» Дарига Нурсултановна, проиграв свою «битву за престол», сошла со сцены. Что касается г-на Кулибаева, то он сегодня стал абсолютно незаменимой фигурой в окружении второго президента. Его «Атамекен» участвует во всех государственных программах не только как «выразитель интересов» бизнеса, но и как равный партнер правительства. Практически во всех официальных выступлениях Касым-Жомарта Токаева можно встретить «поручения правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей». Да и в Высшем совете по реформам Нацпалата представлена фигурой своего главы, чего не удостоилась ни одна другая общественная организация.

Очевидно, что после нуротановских праймериз «исправленной и дополненной» партии власти «Нур Отан» уготована ведущая роль в новом мажилисе. Но ведь место так называемой «парламентской оппозиции», закон о которой вступает в силу с 1 января, сейчас вакантно. И далеко не факт, что занять его удастся нынешним спарринг-партнерам «Нур Отана» на парламентском «ринге».

Как бы ни старались акжоловцы и народные коммунисты напомнить о себе, есть ощущение, что внизу им мало кто верит, а наверху от них порядком устали. А тут – готовая организационная структура (на базе региональных палат предпринимателей легко создаются партийные филиалы), солидные финансы, исполнительская дисциплина, а главное – громкая фамилия «спонсора». Что еще нужно для завоевания статуса политической силы номер два?

К тому же, у провинциального бизнеса появится шанс завоевать полноценное представительство в местных «парламентах» — маслихатах и тем самым сбалансировать доминирующее влияние «Нур Отана» во главе с акимами. Идеальный концепт двухпартийной системы, который в будущем позволит сделать Казахстан де-факто парламентской республикой при номинальном президенте или даже совсем без него.

Хотя вполне возможен и другой вариант, при котором после 2024 года Токаева в Акорде сменит Кулибаев – «казахский Дональд Трамп». При этом, ему не будет страшна никакая политическая конкуренция: в парламенте тут же начнутся массовые перебежки из «Нур Отана» в «Адал». К слову, подобную картину мы уже наблюдали в свое время с «дочерней» партией «Асар». Тогда только лишь неуемные властные амбиции Дариги Назарбаевой заставили ее отца прекратить этот «бунт на корабле»…

Но сегодня расклад сил совершенно иной. Нурсултан Назарбаев больше не глава государства. Да и у руля правящей партии долго не простоит – в силу понятных биологических причин. Даригу он сам руками второго президента отправил на обочину, откуда та вряд ли вернется на главные политические магистрали. А значит, уже после парламентских выборов ничего не помешает «Адалу», получив в свое распоряжение организационную структуру нацпалаты и деньги ее отца-основателя, повторить неудавшийся эксперимент почившей в бозе «партии малых дел».

До последнего времени считалось, что именно «Нур Отану» безальтернативно отводится роль «коллективного Назарбаева», способного гарантировать сохранение сложившегося статус-кво после окончательного ухода самого Нурсултана Абишевича. Однако, далеко не всех элитариев устраивает персона его заместителя по партии Бауыржана Байбека в качестве такого «гаранта». А Тимур Кулибаев на сегодня единственный родственник Елбасы, у которого экономическое «количество» рано или поздно должно и может перерасти в политическое «качество». Нельзя исключать, что именно так видят конечную цель транзита власти из окон Библиотеки Первого президента и именно под эту сверхзадачу был приведен к присяге г-н Токаев.

Роль «казахского Трампа» выгодна Кулибаеву еще и потому, что она если и не снимает полностью, то, по крайней мере, отодвигает вопросы относительно происхождения его бизнес-активов, периодически возникающие на Западе, и откладывает на неопределенную перспективу самый болезненный для всей староназарбаевской элиты момент – передел собственности. Не отягощенному этой собственностью Токаеву будет гораздо проще начать болезненный для страны процесс равноудаления олигархов с последующим их «раскулачиванием». Исчезновение с политической карты страны Библиотеки в значительной степени развяжет руки нынешнему хозяину Акорды. Активизация прежде подчеркнуто аполитичного зятя Елбасы свидетельствует о попытке противостоять такой угрозе.

Впрочем, даже если Тимур Аскарович по тем или иным причинам не станет «сменщиком» Касым-Жомарта Кемелевича, предпочтя публичной политике теневое влияние на нее, после выборов 10 января он имеет все шансы стать не просто одним из богатейших бизнесменов страны, а человеком, определяющим стратегический курс государства. То есть, первым в той самой свите, что играет короля.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.