Вот уже много лет подряд эксперты Международного валютного фонда 1-2 раза в год анализируют перспективы и риски казахстанской экономики, экономическое развитие в целом и экономическую политику в частности. В этом году состоялась лишь одна, да и то виртуальная миссия.
Несмотря на предельно скучный контекст из-за пандемии, в этом году произошло немало неожиданных, а иной раз и парадоксальных событий – как, например, падение цен на нефть до отрицательных значений, которое мы наблюдали в течение нескольких дней в марте. Казахстан, как и другие страны, тоже затронул кризис, причем, мы дали крен не только в экономической сфере (сокращение доходов бюджета, импульсный рост расходов, дефицит бюджета), но и в финансовой (отзыв лицензии у одного банка, слияние других, еще большее ослабление национальной валюты).
Впрочем, оценка наших реалий из Вашингтона оказалась почти нейтральной и довольно лаконичной. И хотя, судя по всему, старались для галочки, чтобы не нарушать традиций («Раз положено осенью выпускать обзор, значит, будет вам обзор!»), несколько принципиальных моментов сотрудники МВФ все-таки отметили.
***
МВФ против доминирования государства в экономике. И хотя об этом сказано предельно деликатно, правительство Казахстана, по идее, должно научиться наконец понимать намеки и хоть что-то делать для того, чтобы избежать критики в дальнейшем.
Авторы обзора сначала похвалили Национальный банк за то, что он снизил базовую ставку до 9%, расширил существующие программы кредитования по льготным ставкам и запустил новую программу для малых и средних предприятий: дескать, эти меры оказались успешными в поддержании кредитования частного сектора. Однако отметили, что «хотя реакция по линии денежно-кредитной и финансовой политики на кризис была решительной и своевременной, она еще больше усилила и без того значительную роль государства в финансировании экономики».
Рекомендация международных экспертов все-таки сводится к тому, чтобы быть поосторожнее с патернализмом: «Учитывая неопределенность в отношении возможной второй волны пандемии, антикризисные меры, возможно, потребуется расширить, но важно провести их постепенное сворачивание, с целью сокращения государственного вмешательства и создания основ для восстановления экономики на основе рыночных механизмов».
***
Сотрудники МВФ поддержали контрциклический характeр налогово-бюджетной политики и использование доступных бюджетных резервов в интересах населения. Проще говоря, они не против того, чтобы правительство активно использовало активы Национального фонда РК, если того требует текущая ситуация.
Однако, отметили эксперты, «общий дефицит сектора государственного управления (включая местные бюджеты и НФРК) увеличится до 5,5% ВВП в 2020 году, отражая понижение уровня доходов и дополнительные расходы на здравоохранение, денежные и натуральные трансферты уязвимым домохозяйствам, а также поддержку МСП и наиболее пострадавшим секторам». При этом они ожидают, что налогово-бюджетный стимул приведет к увеличению государственного долга на 4% ВВП в период с 2019 по 2021 год.
Правда, МВФ нас успокаивает: уровень долга пока еще существенно ниже активов Нацфонда РК. Этот тезис аналитики фонда, вероятно, используют как весомый аргумент в пользу продолжения практики трансфертов из Нацфонда.
Да, читаем далее: «Миссия сотрудников МВФ приветствует план уполномоченных органов по дальнейшему укреплению налогово-бюджетной системы и подходов к управлению бюджетными рисками. В настоящее время предпринимаются усилия по совершенствованию правил использования средств НФРК и внедрению контрциклического механизма для государственных расходов».
В общем, с точки зрения тех, кто изучал нашу ситуацию из-за океана, у нас все в порядке. Судьба Национального фонда, которая будоражит местных экспертов и которые все чаще говорят об исчерпании его активов, зарубежных почти не волнует.
***
И еще один месседж, который касается многих: налогообложение. Эксперты МВФ отметили, что «уполномоченные органы работают над увеличением ненефтяных поступлений за счет улучшения налогового администрирования, в том числе путем использования новых цифровых технологий, а также над повышением эффективности бюджетных программ». И они же дали подсказку правительству, в каком направлении идти.
«Миссия сотрудников МВФ отмечает возможности для налоговых реформ для роста объемов ненефтяных поступлений и обеспечения справедливости, в том числе за счет повышения НДС и внедрения прогрессивного подоходного и имущественного налогообложения. Эти реформы должны быть хорошо подготовлены и сопровождаться мерами по сокращению неформальной экономики», — подчеркнули аналитики.
Эта идея – ввести прогрессивный подоходный налог – не нова. Теперь сюда добавляется налог на роскошь и НДС. Однако предложения на этот счет даже не обсуждаются в обществе и тем более, во власти. Сложно представить, что элита будет согласна добровольно урезать потоки наживаемого богатства.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.