Вы не заметили? В Казахстан вернулся социализм

На выручку правительству в трудные времена, вот социальное счастье, приходит Национальный фонд. Главное, чтобы этот источник не иссяк

По мере того, как страна входит в экономический кризис, значение активов Национального фонда РК, где аккумулируются доходы от нефтяного сектора, возрастает. Не будь этой «заначки», страна уже давно бы погрузилась в беспросветную тьму – сейчас многие социальные программы финансируются именно из средств Национального фонда.

И тут главное – не растранжирить фонд окончательно.

Это народ ввергает бюджет в грех…

«Трансферт Нацфонда остается единственным стабильным источником доходов госбюджета. Вследствие довольно существенного сокращения налоговых поступлений в текущем году, основное бремя по наполнению бюджета взял на себя Нацфонд. С января по сентябрь трансферты Нацфонда составили 4,1 трлн. тенге, что соответствовало 40% от всей доходной части бюджета», — отметили в своем обзоре государственного бюджета за три квартала 2020 года эксперты инвестиционной управляющей компании Halyk Finance.

Представляете: две пятых бюджета наполняется именно из Национального фонда. И это в то время как год назад его доля участия в бюджете не доходила и до трети, составляя за 9 месяцев 2019 года всего 28%.

Правда, в третьем квартале этого года доля трансферта Нацфонда РК уменьшилась до 31% в доходной части госбюджета с 53% во втором квартале. В третьем квартале финансирование почти четверть всех государственных расходов (23%), кстати, произошло за счет трансфертов Национального фонда.

Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана констатирует, что «по итогам трех кварталов 2020 года дефицит консолидированного бюджета составил 3,62 трлн. тенге. При этом налоговые поступления составили 6,92 трлн. тенге, в том числе 1,16 трлн. тенге поступления в Нацфонд, против расходов в 11,58 трлн. тенге».

Представляете, дефицит бюджета – это уже не какой-то там временный и несущественный разрыв, это пропасть для бюджета, который почти два десятилетия формировался с профицитом. И ладно бы, если бы дефицит возник во имя развития, и деньги, занятые, допустим, Минфином, пошли на какие-то значимые проекты. Нет, дефицит возник из-за растущих доходов над расходами. Расходы в основном социальные. Если не поддержать население в пандемию, то народного гнева не избежать – социальная напряженность в обществе чувствуется

«Суммарные налоговые поступления по стране в текущем году ожидаются на уровне 10 трлн. тенге, в том числе налоговые поступления в Нацфонд – 1,5 трлн. тенге, тогда как расходная часть бюджета рассчитана на 17,04 трлн. тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года налоговые поступления снизились на 1,63 трлн. тенге», — отмечают специалисты АФК.

Прошлогодние активы тают, как прошлогодний снег

Налоговые поступления в Национальный фонд РК довольно разнообразны. Это и корпоративный подоходный налог, и налог на сверхприбыль, рента, бонусы, доходы от государственной собственности и пр.

В АФК подсчитали, что налоговые поступления в Нацфонд за последние пять месяцев, за май-сентябрь 2020 года, составили какие-то крохи, всего лишь 117 млрд. тенге. Данные Halyk Finance коррелируют с ними.

«Налоговые поступления в Нацфонд за 9 месяцев текущего года сложились на уровне 1,2 трлн. тенге, что на 46% или 1 трлн. меньше, чем в январе-сентябре 2019 года. По всем налоговым поступлениям произошло сокращение, но основное снижение отмечалось по поступлениям от КПН», — акцентировали внимание в Halyk Finance. Это значит, что прибыль многих крупнейших компаний сократилась.

Однако эксперты отмечают, что в пользу Нацфонда РК сыграл фактор ослабления национальной валюты, которое произошло весной этого года. В итоге инвестиционный доход в периоде увеличился наполовину в годовом выражении, составив 1,2 трлн. тенге. Да, когда падает национальная валюта, все доходы Нацфонда выглядят феерично!

Но, увы, у Национального фонда нет директора и громадного управленческого, но на самом деле, потребительского аппарата (вот глупая идея, не дай Бог, возьмут на вооружение!), а потому вопрос ослабления валюты все еще лоббируется в правительстве. И именно оно решает, в каком объёме ему нужны активы Нацфонда, чтобы свести свои концы с концами.

Так, размер трансферта в госбюджет повысился почти в 2 (!) раза в сравнении с показателем прошлого года и превысил 4 трлн. тенге. «С учетом инвестиционного дохода размер активов фонда за третий квартал уменьшился почти на 5% до 25,7 трлн. тенге. Портфель валютных активов с начала года снизился на $4,4 млрд. до $57,3 млрд. Таким образом, вследствие более существенных размеров изъятий средств из Нацфонда по сравнению с поступлениями наблюдается последовательное сокращение активов Нацфонда. В частности, по сравнению с максимальным уровнем в $77 млрд., достигнутым в 2014 году, активы Нацфонда уменьшились на $20 млрд. и в ближайшей перспективе данная тенденция скорее всего сохранится», — констатируют аналитики Halyk Finance.

Не сказать, что легкий рок. Это вполне себе тяжелый рок.

Назад, в СССР

И вот на этой неделе были утверждены на высочайшем уровне трансферты из Национального фонда на предстоящие три года. Так, размер гарантированного трансферта из НФ в республиканский бюджет на 2021 год составит 2,7 трлн. тенге, на 2022 год – 2,4 трлн. тенге, на 2023 год – 2,2 трлн. тенге.

«Гарантированный трансферт из Национального фонда предлагается направить на выплату солидарных пенсий, государственные базовые пенсионные выплаты из республиканского бюджета», — сказал Руслан Даленов на пленарном заседании сената неделю назад.

Наши министры научились бить не в «молоко», а в десятку. Кто же, наблюдающий за неравномерным распределением капитала, «диким капитализмом», не мечтает вернуться в те далекие и счастливые времена, когда на дворе властвовал социализм?

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.