Виктор МАКСИМОВ – «Грядет контрнаступление на коронавирус» — В декабре будет запущено производство первой партии отечественной противоковидной вакцины в объеме 2 млн доз. Об этом главе государства Касым-Жомарту ТОКАЕВУ доложил премьер-министр Аскар МАМИН. По словам премьера, 29 ноября завершились первая и вторая фазы клинических испытаний, вакцина показала высокую эффективность, побочных действий зафиксировано не было. Аскар Мамин также сообщил, что с 25 декабря казахстанской вакциной будут привиты три тысячи добровольцев в рамках третьей фазы клинических испытаний, которые планируется завершить в конце марта 2021 года.
Кроме того, по информации премьер-министра, с 22 декабря в Казахстане начнется производство российской вакцины «Спутник V», а с начала 2021 года ею планируют начать массово вакцинировать на добровольной основе. На первом этапе «Спутником V» будут прививать наиболее подверженные риску группы населения – врачей, педагогов, сотрудников силовых структур.
Эти новости внушают оптимизм. Неужели человечество, тяжко и не слишком успешно воюющее с коронавирусом, наконец-то переходит в контрнаступление?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пока не одобрила российскую разработку, но дала понять, что может включить ее в свой список вакцин, рекомендованных для экстренного пользования. Впрочем, сейчас все меньше желающих ждать, пока ВОЗ сподобится сказать: «Повелеваю». Например, крупнейшая компания Южной Кореи в области биотехнологий GL Rapha намерена производить 150 млн доз российской вакцины в год.
Помимо «Спутника V» в России зарегистрирована еще одна противоковидная вакцина – «ЭпиВакКорона». Продолжаются работы и над третьей вакциной.
О намерении начать вакцинацию уже в ближайшие дни объявила и Великобритания. При этом тамошние СМИ скромно умолчали, что их вакцина вообще-то германо-американская. Совместное творение фармакологических компаний Pfizer и BioNTech пока не имеет названия, но неофициально именуется Covuity. Ее эффективность, по оценке ученых, почти 95%, количество доз – 40 млн. Правда, прививаться Covuity нужно дважды, а значит, рассчитывать на нее могут только 20 млн человек.
Франция делает ставку на американскую вакцину Moderna, рассчитывая начать ее применение к Новому году. Сами же американцы пока темнят. Экс-президент Дональд Трамп недавно утверждал, что массовая вакцинация начнется в США не раньше апреля следующего года.
Какая из многочисленных вакцин окажется наиболее эффективной и безопасной, покажет только время, но ведь Covid-19 ждать не будет. Производство вакцины – сейчас дело сверхвыгодное. Параллельно войне с коронавирусом разгорается мировая война между компаниями-производителями. Желание любыми путями внедрить свой товар и обогатиться может крайне негативно отразиться на главной цели человечества – обуздать «корону».
Айжан АУЕЛБЕКОВА – «Есть вакцина!» — На днях премьер-министр Аскар МАМИН доложил президенту страны Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, что с 22 декабря текущего года в Казахстане начнется производство российской вакцины “Спутник V”, а кроме того, в этом месяце будет запущено производство первой партии отечественной вакцины против ковида. Интересно, что для разработчиков казахстанской вакцины, с которыми пообщалась наш корреспондент, это, похоже, стало сюрпризом.
В настоящее время в мире уже существует около 200 вариантов вакцины от коронавируса, 42 из которых находятся на стадии клинических испытаний. Пять из них казахстанского происхождения. Их разработкой занимается Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности, базирующийся в Жамбылской области.
Более 60 лет назад этот НИИ был создан для защиты южных границ Советского Союза от опасных инфекций. С обретением Казахстаном независимости задачи изменились, и институт начал заниматься разработкой диагностических и вакцинных препаратов. За это время было разработано порядка 70 различных препаратов, которые применяются как в здравоохранении, так и в сельском хозяйстве — например, вакцины от свиного и птичьего гриппа, одобренные ВОЗ.
Заместитель генерального директора по науке и коммерциализации НИИ проблем биологической безопасности, один из разработчиков вакцины Ергали АБДУРАИМОВ — Мы ее зарегистрировали на сайте Всемирной организации здравоохранения и приступили к доклиническим испытаниям. С сентября текущего года проводятся клинические испытания. В настоящий момент идет вторая фаза. В первой фазе были задействованы 44 человека, во второй — 200. Все они получили двукратную вакцинацию. Пока никаких побочных эффектов не наблюдается. Все люди чувствуют себя хорошо…
Специалист отметил, что еще до клинического испытания на людях он и его коллеги ввели вакцину себе. С тех пор прошло около трех месяцев, и никаких побочных эффектов они не отмечали.
Вторая вакцина — субъединичная. Это белковый генно-инженерный препарат. Она тоже прошла доклинические испытания на базе Национального центра экспертизы лекарственных средств, и сейчас готовят документы для получения разрешения на первую фазу клинического испытания на людях.
Вакцину испытывают на добровольцах. Кстати, за участие в исследованиях выплачивают вознаграждение. Сумму, правда, заместитель гендиректора нам не назвал, но отметил, что она немаленькая.
Как будет действовать вакцина на людей, имеющих патологии, покажет третья фаза испытаний, которая запланирована на начало следующего года. Тогда для испытаний отберут пациентов с хроническими заболеваниями. Правда, премьер-министр заверил, что третья фаза начнется 25 декабря — видимо, очень нужно поставить галочку уже в этом году.
Когда будет проводиться заключительная, четвертая, фаза испытаний, в НИИ пока не говорят. Возможно, в связи с эпидемиологической ситуацией будут по опыту других стран уже после второй фазы оформлять временную регистрацию и начинать вакцинацию широких масс населения.
О массовом производстве, как нам сказал заместитель гендиректора НИИ, тоже пока речи не идет.
— Сейчас препарат изготавливается только для клинических исследований. После того как они завершатся, нужно дождаться разрешения Минздрава. В настоящий момент идет согласование о временной регистрации по опыту России и Китая для вакцинации групп риска — медиков, полицейских, госслужащих и других работников, находящихся на передовой борьбы с COVID-19, — отмечает Абдураимов.
Дарья ИСКАНДЕРОВА – «В тени “Спутника”: что происходит с казахстанской вакциной от коронавируса» — В начале декабря СМИ распространили новость – в Казахстане начнется производство российской вакцины “Спутник V”. При этом сроки, в которые планируют запустить производство, очень сжатые – уже 22 декабря начнется выпуск вакцины, а в январе планируют привить первых желающих. Но еще летом чиновники от здравоохранения были полны уверенности, что начнут производить отечественную вакцину. Из официального источника на сайте минздрава сообщалось, что казахстанская вакцина показала хорошие результаты и высокий рост антител. В НИИ проблем биологической безопасности в Отаре даже начали строить завод. ВОЗ дала высокую оценку нашей вакцине и допуск к исследованиям на людях, а это уже серьезный уровень.
И вдруг в самый разгар исследований мы узнаем, что планы минздрава меняются – теперь они рапортуют о российской вакцине. Что же произошло? В институте, где создали отечественную вакцину, нам рассказали о судьбе отечественной разработки.
– По результатам, которые мы имеем на сегодняшний день, вакцина показала себя хорошо, после введения вырабатывается устойчивый иммунитет, – говорит заместитель генерального директора по науке НИИ проблем биологической безопасности Ергали АБДУРАИМОВ (он в числе группы ученых, которые испробовали отечественную вакцину на себе самыми первыми, еще до клинических испытаний).
– В первой фазе испытаний приняли участие 44 человека, во второй – 200 человек. Они себя чувствуют хорошо, побочных эффектов у волонтеров не было. Минздравом определена база, на которой проводятся исследования. Есть определенные требования и правила, согласно которым медицинские работники сами отбирали людей, вакцинировали их и продолжают наблюдать за ними. Мы заканчиваем вторую фазу исследований. Промежуточные результаты получены, прошло два месяца после того, как люди получили вакцинацию.
Сейчас идет обработка результатов. Всех этих 200 человек нужно тщательно обследовать, посмотреть гематологию, биохимию. Это международные правила и требования. Чтобы результаты были приняты международными организациями, необходимо следовать правилам. Так делают все разработчики, не только мы.
Ромина МАКАРИМОВА – «Малоимущие станут пушечным мясом при вакцинации казахстанским препаратом» — Казахстанским долгостроям нынче можно смело сказать: коронавируса на вас не было. Когда захотим, даже завод за полгода можем построить и за пару месяцев наладить производство. Жамбылская область тому пример, где через несколько недель, аккурат к Новому году, достроят завод по выпуску вакцин, а уже в марте отгрузят первую партию препаратов от COVID-19. Правда, сама вакцина еще не прошла клинические испытания, но ведь это такая мелочь. Главное – завод за 7 миллиардов тенге готов, да еще на какие объемы замахнулся – 60 миллионов вакцин в год собирается выпускать. Зачем такие масштабы, кто их будет покупать, да вообще будут ли, если под боком россияне тоже наладят производство своей вакцины «Спутник V» в Карагандинской области? Все это повергает в недоумение экспертов, опрошенных корреспондентом Azattyq Rýhy.
«У Казахстана нет и никогда не было опыта выпуска вакцин для людей. Естественно, брать такие объемы, строить заводы – совершенно нелогично. С другой стороны, в принципе, если удастся затея, то вакцины будут производиться не только от COVID-19, можно будет выпускать против, допустим, полиомиелита, коклюша, дифтерии и так далее. Это те нужды, на которые наше здравоохранение расходует деньги. Естественно, возможно, Казахстан таким образом идет по пути независимости от иностранных производителей вакцин. Возможно, это одно из таких направлений биологической безопасности страны», – размышляет кандидат медицинских наук, известный медик-активист Каиргали КОНЕЕВ.
«Некоторые педиатры говорят, что казахстанские антибиотики даже кошкам нельзя ставить, не то, что ребенку. Почему они так говорят? Потому что видят эффективность на своем опыте. Завтра ведь они будут отвечать, если с ребенком что-то не то случится», – продолжает наш собеседник.
«Если заложили бюджетные деньги, надо понимать, что это деньги налогоплательщиков. Теперь готовая продукция вышла в размере 60 миллионов вакцин. Вопрос: кто будет их покупать? Хорошо, государство, к примеру, за счет бюджета обеспечит вакциной 5 миллионов казахстанцев. Окей, население купит 13 миллионов вакцин из собственного кармана. Куда девать остальные 42 миллиона? Это обычная финансовая модель. Если такая финансовая модель показывает неустойчивость, тогда надо задуматься стоит ли тратить 7 миллиардов тенге на завод, когда можно просто докупить импортные вакцины. Может Минздраву стоит задуматься над тем, чтобы стоимость привозных вакцин максимально снизить и обеспечить доступность этих вакцин для населения?», – предлагает аналитик и консультант по вопросам экономики и финансирования здравоохранения Марат МАМАЕВ.
«Сначала, конечно, это вызывает позитивный отклик. Думаешь: если мы начали производить вакцины, а это наукоемкое направление промышленности, это наращивание научного потенциала и экономики страны. В целом, это круто. Но как мы помним, многие такие помпезные проекты редко заканчивались успехом», – заключил Марат Мамаев.
Осенью корреспонденты AR провели опрос на улицах Алматы, где респондентам задали простые вопросы: планируете ли вы вакцинироваться от коронавируса, если да, то вакцину какой страны вы бы выбрали? Алматинцы предпочли немецкую и российскую вакцины. Каиргали КОНЕЕВ считает такой отклик справедливым и адекватным – у него самого нет доверия к отечественному антивирусному препарату.
«На первом этапе, естественно, пока будут набираться опыта, пока будут внедрять стандарты качества, конечно, копья будут ломаться. К большому сожалению, это будут человеческие жизни. Тот человек, который сможет позволить себе купить, будет иметь выбор. А малообеспеченные семьи, которые не смогут себе этот выбор позволить, им придется ставить казахстанскую вакцину. Первый удар пойдет по ним. Они на своих плечах докажут безопасность этой вакцины. Они как пушечное мясо, в общем», – считает эксперт.
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.