Победитель получит все

Почему Касым-Жомарту Токаеву стоит начинать реформы именно с политики

Выступая на торжественной церемонии вручения наград ко Дню независимости, президент произнес важные слова — о новом мировом порядке и необходимости для Казахстана найти в нем свое место. Хотя об этом он говорил не раз на различных домашних и международных площадках, декабрьское возвращение Касым-Жомарта Токаева к теме выглядит особенно симптоматичным.

После скандала, вызванного недружественными заявлениями двух российских депутатов, не только «диванные активисты» из соцсетей, но и вполне себе серьезные люди заговорили о необходимости по-новому определить геополитические приоритеты для страны. Очевидно, что попытка Дональда Трампа повернуть вспять мировую глобализацию, сосредоточив ведущую державу планеты исключительно на собственных проблемах, терпит крах. Новый президент США Джозеф Байден не скрывает намерений вернуть Вашингтону роль законодателя мод в мировой экономике и главного «экспортера демократических ценностей». И если этот номер вряд ли пройдет с Пекином (у Китая достаточно разнообразных контраргументов), то Москву ждут нелегкие времена: избранный президент-демократ усилит политическое и экономическое давление на Россию.

Есть серьезные основания считать, что мир вступает в завершающую фазу новой холодной войны, в сравнении с которой былое противостояние СССР и коллективного Запада покажется детскими играми. И Казахстану неизбежно придется делать выбор, на чью сторону встать в этой битве титанов. Выбор, впрочем, не столь очевиден, сколь может показаться. То, что наше «пространство между Россией и Китаем» обречено следовать в фарватере этих двух держав – далеко не факт, хотя мы и не можем полностью игнорировать географию. Дракон и Медведь были и останутся главными противниками США и Запада в целом, а нашему «барсику» в этом противостоянии уготована незавидная роль «прифронтового государства».

Изменить этот расклад в одночасье вряд ли получится, как и продолжать пресловутую политику многовекторности в ее нынешнем виде. Но обозначить дрейф в сторону Запада очевидно придется. Президент Токаев может сделать это именно сейчас. Пока первый елбасы Назарбаев остается в глазах России неким демпфером, гарантирующим неизменность прокремлевского курса, второму президенту самое время начать глубокие политические реформы, которые он анонсировал еще во время собственных выборов летом 2019 года. Если Токаев не решится сделать это сверху, то процесс может быть запущен снизу – через неправительственный сектор, взбодренный усилившейся финансовой, организационной и иной поддержкой новой американской администрации.

Именно этот сценарий более всего пугает Библиотеку и Акорду. И там, и там прекрасно помнят бум «третьего сектора», начавшийся в соседнем Кыргызстане еще при президенте Акаеве. На рубеже нулевых в одном только Бишкеке действовал добрый десяток тысяч НПО, финансируемых и направляемых посольствами и другими структурами западных стран. Именно они открыли ящик Пандоры, именно с их подачи начались перманентные «революции», превратившие соседнюю страну в failed state. Несмотря на всю разницу между нами, Казахстан в перспективе отнюдь не застрахован от столь же незавидной участи. Тем более, что экономика страны по-прежнему зависима от экспорта нефти, львиная доля которого идет через территорию России. И если завтра Москва испытает на себе новый виток западных санкций, то Нур-Султану вполне могут перекрыть «крантик».

В свете такой перспективы Казахстану стоило бы начать анонсированные Токаевым реформы именно с политических, что послужило бы сигналом Западу о готовности играть по его правилам. Выборность акимов (кроме областных), реальное местное самоуправление, позволяющее населению решать все текущие вопросы через референдум, кардинальная либерализация партийно-выборного законодательства с возвращением к смешанной – пропорционально-мажоритарной системе, жесткое ограничение пребывания президента у руля государства двумя четырехлетними сроками – вот основные шаги, которых, кстати, давно ждут от власти не только за морем, но и в родных степях.

После такой заявки на переформатирование политической системы Казахстан приобретет в глазах Запада имидж «протодемократической» страны. Что, безусловно, развеет страхи западных инвесторов, ускорит модернизацию экономики с помощью самых продвинутых американских и европейских технологий и добавит власти того, чего ей сегодня не хватает просто катастрофически – доверия общества.

Можно с высокой долей вероятности предположить, что, говоря о месте Казахстана в новом мировом порядке, Касым-Жомарт Токаев держал в уме нечто подобное. Он-то прекрасно видит, что нынешний хозяин Кремля пребывает в подвешенном состоянии, и его не сегодня-завтра дожмет тот самый «коллективный Запад». Президент России Владимир Путин и его ближний круг предпринимают отчаянные шаги, пытаясь не пасть под натиском супостата.

На днях известный человек из этого круга — миллиардер Олег Дерипаска, уже вторично обложенный санкциями по подозрению в отмывании путинских денег, сравнил эти самые санкции с «настоящей гибридной войной, ничем, кстати, не лучшей, чем бомбардировка наших городов или прямая атака на наши пограничные рубежи». Он предложил законодательно приравнять продвижение санкционных списков к измене родине. Это паническое заявление косвенно свидетельствует: новая холодная война близка к завершению, и победитель в ней получит все.

Вот почему президенту Токаеву стоит, не откладывая, начинать реформы именно с политики. Только хватит ли его на это?

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.