Армения переживает мощные надломы, простирающиеся от военных поражений до кризисов в идентичности. Победа возглавляемого Николом Пашиняном избирательного блока «Гражданский договор» на парламентских выборах с результатом 53,92% голосов избирателей показывает, что замену лидеру, приведшему к потере Нагорного Карабаха, армянское общество предложить не смогло. Тем временем стоящих перед Ереваном проблем не становится меньше.
Азербайджану потребовалось почти тридцать лет, чтобы оправиться от поражения начала 90-ых гг, а потом вернуть Нагорный Карабах под свой контроль. В Армении тоже есть люди, мечтающие о реванше. Правда, из сегодняшнего дня совершенно не видно, когда и каким образом для этого сложатся условия.
Никол Пашинян пришел к власти под антироссийскими лозунгами и они показали свою способность к конвертации в политический капитал. Первым указом в должности премьер-министра стало решение о переименовании Дня Победа в «День скорби и примирения» и его переносе с 9-го на 8-ое мая. Сам г-н Пашинян и практически все его окружение представляют собой птенцов гнезда Джорджа Сороса, поэтому активно артикулировали курс в Евросоюз.
На словах выйти из ЕАЭС и войти в ЕС было не сложно, однако реальность оказалась совсем иной. Николу Пашиняну пришлось встречаться с Владимиром Путиным для решения базовых экономических, транспортных и военных проблем. И пусть обоюдной любви между лидерами даже близко не было, но зависимость Армении от России на несколько порядков выше, чем наоборот.
По итогам последней армяно-азербайджанской войны Москва ввела своих миротворцев в остатки Нагорного Карабаха сроком на пять лет. Что будет дальше – не понятно. В Кремле армянский реваншизм даром никому не нужен. К тому же за спиной Баку стоит Турция. Подписанная в городе Шуша турецко-азербайджанская декларация о союзнических отношениях недвусмысленно показывает, что в случае необходимости Анкара окажет военную помощь Азербайджану.
Похоже, что про выход из ОДКБ г-н Пашинян забыл напрочь. Еще в мае Москва и Ереван договорились о создании двух опорных пунктов 102-ой российской военной базы в Сюникской области на юге Армении. Из-за того, что экономическая ситуация в Турции плохая, ее президент Реджеп Эрдоган делает жесткие внешнеполитические заявления (механизм гиперкомпенсации), в том числе в адрес Армении. Когда за спиной столько крови и взаимных претензий, дело в любой момент может дойти до войны. К тому же кризис международного права последних десятилетий свидетельствует, что кто силен, тот и прав.
После того, как Азербайджан вернул под свой контроль Нагорный Карабах и территории бывшей Азербайджанской ССР, которые с 1994 года удерживались армянской стороной, остро встал вопрос о демаркации собственно армяно-азербайджанской границы. Силовому давлению Баку в пограничном вопросе нынешняя Армения ничего противопоставить не может, из-за чего Никол Пашинян предлагает идею по всей армяно-азербайджанской границе выставить миротворцев из числа военнослужащих стран-участниц Минской группы – Россия, Франция, США. По данной инициативе нет консенсуса внутри армянского общества и масса опасений новых проблем, если такой сценарий будет реализован.
Новому старому правительству нужно срочно решать экономические вопросы. В период войны за Карабах Армению покинуло более 150 тысяч человек и почти все они не вернулись. Для государства с населением в неполные 3 млн человек – это много. Страна стоит на пороге новой волны исхода граждан, который сдерживается главным образом из-за карантинных ограничений в России.
В Армении много людей, которые настроены антироссийски из-за позиции Москвы в прошлогодней войне. При этом они едут на ПМЖ в Российскую Федерацию (главным образом в южные причерноморские регионы), потому что в Армении ловить нечего. Все вместе вгоняет эмигрантов в затяжное стрессовое состояние и ценностную дезориентацию.
Геополитическая ситуация вокруг Еревана складывается таким образом, что ему объективно нужно увеличивать военные расходы. А экономика получила мощные удары сначала от коронавируса, а потом в результате поражения от Азербайджана. Налаженное к 2017-му году производство электроэнергии (мини-гэс), сельскохозяйственной продукции, добыча строительного камня, золота и меди в Нагорном Карабахе потеряны со всей инфраструктурой.
Очень трудно ориентироваться на Евросоюз, когда 40% товарооборота приходится на Россию. Выхода к открытому морю у Армении нет. Турция и Азербайджан к Еревану настроены враждебно, а с Ираном нет качественных транспортных артерий. Последняя война с Азербайджаном развеяла массу иллюзий относительно возможностей армянской диаспоры за рубежом. В США и Франции этнические армяне собрали мало денег для исторической родины. Из-за того, что американцы были заняты президентской гонкой, они от закавказских дел фактически устранились. Президент Франции Эммануэль Макрон пару раз поругался с турецким лидером (в том числе на почве армянского вопроса), но на фронте от этого легче не стало.
Воротами в мир для Армении остается Грузия. Правда, Тбилиси стремится в НАТО, в обиде на Москву за утраченные земли в лице Абхазии и Южной Осетии, а потому к находящейся в союзнических отношениях с Россией Армении относится прохладно. Все вместе еще больше загоняет Ереван в геополитический тупик, из которого не видно выхода.
Сам факт того, что на парламентских выборах победил блок Никола Пашиняна, ничего хорошего Армении не несет. Фактически избиратель не видит альтернативы политическому лидеру, который привел страну к болезненному поражению. Пусть дело обошлось без капитуляции, но принципиально это мало что меняет. Еще раз напомним, что речь идет об армянах, которые ментально очень глубоко погружены в свою историю. Там 28 июня празднуют День Первой Республики 1918 года, которая была образована спустя 543 года после падения Киликийского армянского царства, про которое тоже написано в школьных учебниках. «Эребуни», «Наири», «Ахтамар» для армян не столько названия марок коньяка, сколько пласты истории. И после всего этого – снова Пашинян. Кризис сознания более чем очевиден.
Армения стала ярким примером того, как «хотелки» столкнулись с реальностью и в этом конфликте больше всего пострадала реальность. Возможно, анонсированные Николом Пашиняном планы на пути к власти еще в довоенной стране хорошо бы подошли для Венгрии или Словакии, но в конкретном случае его Армении получился грандиозный провал. Замены г-ну Пашиняну в этой закавказской стране нет. Но есть ли у него другие планы и насколько они реализуемы – пока вопрос открытый.
***
© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.