Нур-Султан. 10 июня. КазТАГ – Казахстан намерен кардинально изменить свою военную доктрину до конца 2022 года, передает корреспондент агентства.
«Министерством обороны разработан проект указа президента «О внесении изменения в указ президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 554 «Об утверждении военной доктрины Республики Казахстан». По поручению главы государства оборонным ведомством совместно с заинтересованными госорганами осуществляется перезагрузка действующей военной доктрины, направленная на адаптацию основополагающего документа к новым реалиям. Внесение изменений в документ планируется завершить до конца текущего года», — сообщили в пресс-службе министерства обороны в пятницу.
Согласно предложенной редакции, в военную доктрину намерены включить понятие «кризисная ситуация» – это обстановка на территории страны или в ее отдельных местностях, связанная с нарушением нормального режима функционирования государства, вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера.
Также ожидается включение термина «воинская служба в резерве» – это особый вид воинской службы, заключающийся в прохождении воинских сборов и специальной подготовки резервистами.
В описании основных условий, которые могут привести к военным угрозам Казахстана, намерены заменить ряд формулировок:
— «усиление противостояния между мировыми и региональными «державами» в стремлении изменить существующий порядок и расширить сферы влияния в мире или отдельных регионах» на «усиление напряженности между мировыми и региональными «державами» в стремлении расширить сферы экономического и политического влияния на глобальном и региональном уровнях, на фоне общего осложнения международных отношений»;
— «наращивание объемов оружия массового поражения в мире, а также создание оружия массового воздействия, построенного на новых физических принципах (психотропного, электромагнитного, акустического и другого)» на «наращивание объемов оружия массового уничтожения в мире, а также создание оружия массового воздействия, построенного на новых физических принципах»;
— «снижение эффективности проводимых мер по ограничению доступа деструктивных сил к оружию массового поражения, обычным вооружениям, боеприпасам, взрывчатым и другим средствам, технологиям их производства» на «снижение эффективности проводимых мер по ограничению доступа деструктивных сил к оружию массового уничтожения, обычным вооружениям, боеприпасам, взрывчатым и другим средствам, технологиям их производства».
«Термин «оружие массового поражения» является устаревшим и в современном мире не используется. В официальных документах ООН, международных договорах с участием Казахстана и законодательных актах РК применяется термин «оружие массового уничтожения». «Психотропного оружия» не бывает, некоторыми лабораториями ведутся исследования возможности создания «психотронного» оружия. Одновременно предлагается исключить перечисление типов такого оружия (психотропного, электромагнитного, акустического и другого), поскольку это относится пока к области фантастики, и ограничиться упоминанием «оружия, основанного на новых физических принципах», — поясняется в обосновании к поправке.
Вместе с тем, в описание угроз намерены внести ряд новых формулировок:
— «проведение информационно-пропагандистской деятельности, в частности информационных операций (кибератак), направленных на дестабилизацию обстановки в государстве, формирование негативного фона на международной арене» (пояснение минобороны: «опыт последних военных и вооруженных конфликтов показывает, что дестабилизация обстановки в стране и возникновение военного конфликта возможны без военного вмешательства извне»);
— «скрытая подготовка деструктивных элементов на территории Республики Казахстан и сопредельных государств» и «усиление борьбы за превосходство в космическом пространстве» (пояснение минобороны: «появление новых тенденций, влияющих на обеспечение военной безопасности государства»);
— «обстановка на государственной границе, оказывающая влияние на пограничную безопасность» (пояснение минобороны: «военно-политическая обстановка на сопредельной территории»).
«В складывающихся условиях на военную безопасность Республики Казахстан могут оказать влияние следующие факторы: (…) 6) процессы и события, выходящие за рамки положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, совершенной в городах Москве, Лондоне и Вашингтоне 10 апреля 1972 года», — сказано в проекте поправок.
Как пояснили военные, «необходимо принятие мер на фоне пандемии КВИ по предупреждению и готовности к адекватному реагированию на потенциальные угрозы военной безопасности, то числе в контексте угроз радиационной, химической, биологической и экологической безопасности».
Также отмечается «появление новых тенденций, влияющих на обеспечение военной безопасности государства»: «Исходя из результатов анализа современных условий и факторов, военную угрозу Республике Казахстан могут представлять: (…) деятельность деструктивных сил, в том числе в информационном и киберпространстве, направленная на дестабилизацию обстановки в государстве, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности Республики Казахстан; (…) деятельность, направленная на ограничение возможностей Республики Казахстан в космической сфере, а также на снижение военного потенциала государства посредством воздействия из космического пространства».
Исходя из результатов анализа современных условий и факторов, военную угрозу Республике Казахстан могут представлять и террористическая и экстремистская деятельность. Как пояснили в оборонном ведомстве, обоснованием являются «события в Сирии, в результате которых поток беженцев устремился в Европу, а также лица под видом беженцев, состоящие в террористических и экстремистских организация».
«В целях достижения военно-политических и военно-стратегических целей может осуществляться демонстрация военной силы для втягивания противостоящего государства или государств региона в «гонку вооружений», истощения их ресурсов и возможностей в вооруженном противоборстве. До развязывания военного конфликта и в ходе вооруженной борьбы может осуществляться вредоносное программно-техническое воздействие (кибератаки) на критически важные объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе государственного и военного управления, с целью дестабилизации обстановки в государстве, снижения его военного и военно-экономического потенциала. Может проводиться усиленное воздействие в информационном пространстве с целью формирования негативного фона вокруг государства на мировой арене», — сказано в предложенной редакции военной доктрины.
Она обоснована появлением «новых тенденций, влияющих на обеспечение военной безопасности государства».
Из-за значительного осложнения военно-политической обстановки в ряде регионов мира, в том числе в Афганистане, заявлено о необходимости адаптации военной политики, военной организации государства к изменившимся реалиям в условиях современных угроз безопасности. Поэтому формулировку «Для расширения функций в решении задач общественной и военной безопасности государства внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Казахстан преобразованы в Национальную гвардию Республики Казахстан. Наращиваются их потенциал и возможности для решения задач в пресечении внутреннего вооруженного конфликта, обеспечении правовых режимов чрезвычайного и военного положения» меняют на: «В целях повышения мобильности войск и адекватного реагирования на современные угрозы военной безопасности, последовательно и планомерно проводятся меры по совершенствованию структуры, усилению состава и развитию инфраструктуры Национальной гвардии Республики Казахстан. Внедряются новые формы применения и способы действий войск для решения задач при кризисных ситуациях и при пресечении внутреннего вооруженного конфликта, в том числе обеспечении правовых режимов чрезвычайной ситуации социального характера, чрезвычайного и военного положения».
Кроме того, ожидается с изменение структуры материально-технического обеспечения (выделение технического и тылового обеспечения в отдельные виды) вооруженных сил.
В описании целей военной политики может появиться формулировка: «формирование достаточного потенциала вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса в случае необходимости разрешения противоречий с применением военной силы».
Формулировку «В военно-политической сфере военная безопасность Республики Казахстан будет обеспечиваться: (…) использованием эффективных мер для предупреждения и пресечения военных угроз Республике Казахстан» намерены заменить на «Основными направлениями деятельности Республики Казахстан в военно-политической сфере являются: укрепление партнерства и сотрудничества с другими государствами и международными организациями в целях совершенствования системы глобальной и региональной безопасности».
Вместе с тем, ожидается расширение миротворческой деятельности Казахстана.
Помимо этого, предложены реализация концепта «умная граница» и создание мобильных и эффективных сил реагирования.
В общей сложности в военную доктрину Казахстана намерены внести порядка 70 изменений.