Нет сил расстаться

Решение о сносе исторического здания алматинского аэропорта принято, и его обжалование становится все менее возможным

Кручу-верчу, обмануть хочу?

Переговорные туры с городским сообществом собственники международного аэропорта Алматы вели с июня. И не похоже, что от большого желания, а скорее по нужде.

Строительство современных аэровокзала и портовой инфраструктуры входило в программное заявление турецкой компании TAV Airports, выкупившей в итоге предприятие весной 2020 года. К исполнению обещанного новые владельцы приступили в начале этого года, и вскоре на привокзальной площади развернулась полноценная стройка. Заинтересованную общественность это немедленно насторожило.

Во-первых, потому что проект от компании TAV Airports Holding не был обнародован до начала работ. Во-вторых, озвученные двумя годами раньше планы реконструкции аэропорта не гарантировали сохранения его целостного исторического облика. Проще говоря, в них не было места для старого здания, оставшегося от архитектурного комплекса 1947 года, которое до сих пор использовалось в качестве VIP-терминала. В совокупности эти обстоятельства не обещали ничего хорошего для «памятника истории и культуры местного значения».

Поднявшийся шум заставил собственников приостановить возведение новодела и заняться миротворчеством: в конце июня аэропортовская власть представила-таки общественности концептуальные проекты нового терминала – целых два. Забавно, конечно, когда в разгар строительства выясняется, что у него имеется как минимум два параллельных стратегических плана, которые еще можно пообсуждать.

Ну да ладно, главное – горожанам позволили оценить каждый из проектов и обещали учесть их мнения. Этот коннект турецких инвесторов с горожанами был назван «открытыми консультациями с общественностью». Что довольно точно отражает необязательность самой процедуры: все-таки это не одно и то же с прописанными законом общественными слушаниями по оценке воздействия на окружающую среду.

Хоть чучелом, хоть тушкой

Так вот. По представленному собственниками плану №1 старое здание терминала «вписывалось» в новостройку. При этом сохранялись основные отличительные элементы архитектуры в интерьере и экстерьере: центральная часть здания, надстройка в виде башни, витражи, декоративные элементы. В жертву приносились только боковые галереи.

Суть второго решения – разобрать и перенести постройку целиком на полкилометра от ее месторасположения и там собрать. Такой вариант потребовал бы дополнительных расходов на сумму 4 млн. долларов. В компании TAV Airports заявляли, что готовы на эти траты, стоит горожанам поддержать проект.

«Учитывая культурное наследие объекта, приняты меры по минимизации воздействий на здание VIP-терминала, поэтому мы разработали два варианта расположения нового терминала», – признали особую ценность постройки и свою ответственность за нее в сопроводительном документе из авиапредприятия.

Однако ни июльская, ни две сентябрьские встречи общественности и представителей менеджмента аэропорта Алматы, хоть и были нервными и горячими, гарантий старому зданию не обеспечили. Их участники теперь считают, что у TAV Airports решение давно было готово, а публичная дискуссия потребовалась для соблюдения демократического этикета.

По крайней мере член Общественного совета Алматы Асет Наурызбаев утверждает, что снос здания уже начался, и это фактически третий вариант его «сохранения».

— Они сносят старое здание, поодаль на площадке строят похожее новое и на него «надевают» элементы от исторической постройки: фасады, детали украшения, мозаику, — рассказывает Асет. – Мне это напомнило советский фильм, где ветеринар предлагает хозяину вместо лечения кошки сделать ее чучело: «Поставите в уголке, будете смотреть и вспоминать». Это равно такая же история. Технологически точное воспроизведение здания VIP-терминала в современных условиях невозможно. Поэтому и достойное чучелко из него не получится.

Расчленить и оставить

В сущности, перенос ценных исторических памятников туда, где они не будут мешать новой жизни, – известная мировая практика. Но в том то и дело, что это практика, со своими нормами и строгими правилами. У нас, похоже, не всегда даже понимают, о чем речь.

Старый терминал алматинского аэропорта включен в городской список памятников истории и культуры местного значения, а значит должен был находиться под особой охраной. Что бы с ним не захотели сделать нынешние владельцы, они должны получить согласие акиматовской власти. Ведущая проекта по строительству нового аэропорта Юлия Аллахвердиева на последнем консультации с общественностью заявила, что этот вопрос урегулирован:

— У нас есть специальное постановление от акимата Алматы, которое разрешает такие действия. Мы соблюдаем юридическую сторону вопроса и все разрешительные документы у нас есть.

Хорошо, если это действительно так. Тогда нам впору переключаться на городской акимат. Ведь дать разрешение на работы на памятнике архитектуры – это не про то, что поставить под документом начальственную подпись.

Постановление, о котором говорит госпожа Аллахвердиева, наверняка должно основываться на заключениях профессиональной научной экспертизы, выводах авторитетных архитекторов, историков, урбанистов, ответственных комиссионных заключениях. В конце концов, официальные документы должны ясно описывать, что станет с объектом, какие его изменения будут считаться возможными, а какие недопустимыми. И уж точно не может один чиновник, даже если он аким, решать судьбу исторической ценности.

— Сейчас акимат в этом вопросе занимает позицию «Ничего не вижу, ничего не слышу», — утверждает Асет Наурызбаев. – По крайней мере, нам до сих пор не известно, кто, когда и на каком основании разрешил снос исторического памятника. Сейчас активисты пытаются в судебном порядке найти ответственного за это решение.

Кстати, общественники допускают еще один неприятный поворот: здание VIP-терминала под сурдинку выведено из списка памятников, а значит, автоматически лишено особой защиты. Очень бы хотелось, чтоб компетентные органы сняли и эти подозрения.

Балбо побеждает добро?

Сказать по правде, у специалистов (и неспециалистов тоже) разные мнения о том, какую ценность для города представляет аэропортовский VIP-терминал: достоин ли он оставаться символом города или ему, немодному, давно пора на свалку истории. На самом же деле, в таких вопросах, как сохранение исторического облика города, не должно быть мнений. Нужны законы, правила, нормы – и ничего личного.

На старое здание алматинского аэропорта покушаются не в первый раз – оно мешает, не вписывается, не окупает занятую им дорогую коммерческую территорию. Но до сих пор рука на «старика» не поднималась. Впрочем, в Алматы всегда так: раз не поднимается, два… а потом обязательно находится смельчак, который не моргнув глазом сносит все к эдакой матушке.

Но вот что сильно зацепило: в этот раз алматинцы проявили нетипичную «толерантность»: они не встали грудью, как это уже случалось, за милый сердцу архитектурный «раритет», их было не так много на прениях, скандал сопровождало не в пример мало пабликов, и на пикет протеста вышел один эксцентричный Асет Наурызбаев. Неужели смирились, что у них пядь за пядью отнимают старый добрый Алматы ненасытные застройщики, гиперактивные инвесторы и другого сорта дельцы?

Нет спору, мегаполису нужен современный, конкурентный и безопасный международный аэропорт. Он уже сейчас не справляется с растущими нагрузками: рассчитанный на обслуживание максимум 4 млн пассажиров в год, принимает пассажиропоток в 6,5 млн человек. Новая компания, приходя к управлению предприятием, обещала расширить международные направления на прием до 14 млн пассажиров в год. Все только начинается!

Понятно, что здесь во главе стоят деньги, — уверен член городского Общественного совета Наурызбаев. – Можно было обсуждать вполне реальные варианты планировки, позволявшие сохранить в целости исторический объект. В том числе работу нашего архитектора Айдына Акбая. В его проекте новое здание выстраивается за старым терминалом и прекрасно компонует с ним. Но реализация потребовала бы гораздо больших денег, чем версия турецких владельцев. Пришлось бы похлопотать, дополнительно поработать, может быть, еще полгода потерять. Но деньги этого не любят.

Почетный архитектор республики и участник общественных обсуждений Ерлан Сакипов тоже считает, что местным профессиональным сообществом пренебрегли, а заигрыванием с общественностью сильно разочаровали.

— Вы не дали нам возможности провести полноценные обсуждения, — заявил на последней встрече с представителями предприятия заслуженный специалист. – Вы не допустили до строительства ни местных, ни зарубежных архитекторов. Все, что вам сейчас нужно сделать, – отказаться от своей меркантильности. А мы сделаем все, чтобы не дать снести этот архитектурный памятник.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.