Игра «в танчики»

Последнее заседание министров обороны стран НАТО в Рамштайне преподнесло сюрприз

Оказывается, если немецкую политическую элиту слишком часто макать головой «в унитаз», она почему-то начинает огрызаться и шипеть, – такой неожиданный вывод сделали для себя англосаксы по итогам работы совета министров обороны стран НАТО в Рамштайне.

Основные ожидания встречи были связаны с давлением на Берлин по передаче киевскому режиму танков «Леопард 2» в количестве нескольких десятков штук. Удивление вызывает информационный ажиотаж из-за этого малозначимого повода – за 2022 год НАТО уже передало более 400 танков из запасов бывших стран ОВД и ничего сопоставимого мы не наблюдали. Тем не менее, Германия неожиданно включилась в навязанную информационную кампанию и попыталась максимально политизировать данную тему.

США и Великобритания рассчитывали на ставшую привычной бесхребетность немецкой элиты. Однако немцы неожиданно отложили вопрос – до визита нового министра обороны в Киев. Можно предположить, что Борис Писториус должен будет провести ревизию реального положения дел на линии фронта, и, уже исходя из этого, правящая коалиция Германии примет решение о поставке танков.

За скобками пока остается вопрос количества машин, а, самое главное, качества – какие именно модификации «леопардов» будут поставляться. Этот момент не так-то прост – опыт военных операций Турции на севере Сирии против ИГИЛ и курдов показал уязвимость старых модификаций. А потому, если и поставлять, то только относительно новые модернизированные машины.

А их и у самой Германии не особо много. В бундесвере числится чуть более трехсот машин, из которых сто на ремонте и модернизации. Есть еще большой запас на базах хранения, но, по оценкам фирмы-производителя, полное техническое восстановление и модернизация первой партии из ста машин до приемлемого уровня возможны только к концу 2023 года.

Гораздо важнее, что вопрос о поставках танков реанимировал американо-немецкий политический торг: а что Германия получит взамен? За последние месяцы немецкая политическая элита только проигрывала:

Англосаксами взорваны газопроводы, наполовину принадлежавшие немецким энергетическим компаниям.

Польша «выкатила» претензии к Германии по репарациям на 1,3 трлн. долларов – что невозможно без принципиального одобрения со стороны Вашингтона.

Немецкие химические компании (в частности, BASF) заявили в январе, что получили официальные письма от американской администрации с предложением переноса производств в США.

За все эти действия официальные лица в Вашингтоне даже не извинились. Да и в целом, перспективы Европейского Союза как немецкого геополитического проекта с каждым днем становятся все туманнее, раскол между странами Старой и Новой Европы нарастает. Та же Польша все активнее перехватывает информационную повестку.

В этой ситуации канцлеру Шольцу необходимо что-то предложить немецким избирателям и, что важнее, – немецким экономическим элитам. Несмотря на то, что плановые выборы в бундестаг намечены только на 2025 год, подготовку к ним необходимо начинать заранее – хотя бы с восстановления уровня популярности СДПГ.

Осенний вброс о необходимости предварительной отправки американских танков «Абрамс» и был заявкой Берлина на подобный торг с США. И заявление о поездке ревизора Бориса Писториуса в Киев – тоже. Шольц обозначил временной отрезок в пределах которого желал бы получить от Байдена определенный ответ по компенсациям Германии в случае лояльности.

Однако ответа на эту заявку Олаф Шольц пока не получил. США тянет с реакцией, рассматривая различные схемы дальнейших действий. Вариантов может быть несколько:

Вашингтон может ответить резким отказом – и в таком случае подконтрольные США партия «Зеленых» и Свободная демократическая партия предпримут выход из парламентской коалиции в бундестаге, что приведет к необходимости формирования новой коалиции, и, возможно, выборам нового канцлера ФРГ. Шольц реально рискует карьерой. Однако у этого варианта есть и минус для США – решение Берлина по танкам будет отложено до формирования новой коалиции в бундестаге, что может занять многие недели и даже месяцы. А линия фронта не ждет – танки нужны к весне.

Второй вариант озвучила польская политическая элита – передать немецкие танки без согласия самой Германии. Минус этого варианта – товарного количества именно немецких танков можно не набрать. А кроме того, возникает проблема их последующего ремонта и снабжения – без немцев это сделать практически невозможно.

Третий вариант – отправить символическое количество американских танков, например, из партии уже поставленной в Польшу. Такой вариант вроде бы отвечает предварительным требованиям Шольца, но самой Германии ничего не дает в политическом и экономическом смысле. А если Берлин пойдет на обострение и не станет передавать свои танки даже в случае американских поставок? Поле вариантов будет сокращено до первых двух и выведет США на прямой конфликт с Германией. Чего делать категорически не хотелось бы – наоборот, главная задача блока заключается в постоянной и неукоснительной демонстрации единства.

Таким образом, Вашингтон не может обойти вопрос экономической и политической компенсации Берлину в случае положительного решения по поставкам. Складывается ситуация, аналогичная торгу с Турцией по вопросу принятия в НАТО Швеции и Финляндии – в рамках которого Анкара смогла продавить вопрос возобновления поставок истребителей из США. На получение чего-то аналогичного рассчитывает и Германия.

Возможные бонусы для Берлина лежат в торгово-экономической плоскости – и, пожалуй, главным из них могло бы стать включение немецких производителей в американскую программу поддержки бизнеса, запущенную с 1 января. В таком случае, Берлин смог бы сохранить статус экономического локомотива ЕС, а заодно и «щелкнуть по носу» французского президента Макрона, который в последнее время много рассуждает о недопустимости деиндустриализации Европы.

Текущая задержка с отправкой танков западного производства Германией вполне преодолима. Вопрос лишь во времени – для Вашингтона принципиально, чтобы поставки произошли до весны, в крайнем случае – в марте. Берлин же имеет возможность «тянуть резину» сколь угодно долго.

Является ли эта линия поведения способом мести со стороны Германии за потерю внешнеполитической субъектности? Покажет время.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.