Расчет между государствами, минуя доллар и евро

Эксперт рассказал, готов ли мир к переходу на валютные зоны

Какая часть расчетов и в каких странах используют национальные валюты рассказал аналитик компании Esperio, Нурбек Искаков.

Данные по валютной структуре международных расчетов достаточно стабильны и в последние десятилетия демонстрирует минимальные изменения, что может создать ложное представление об отсутствии каких-либо серьезных изменений в мире.

Так согласно данным международной межбанковской системы SWIFT на долю двух основных резервных валют в мире (доллара США и евро) в 2013 году приходилось около 73% всех международных расчетов. А в 2022 году, несмотря на порой сенсационные новости об интенсификации использования в расчетах национальных валют, доля евро и доллара выросла до 76%.

С другой стороны если мы посмотрим на данные Всемирного банка (ВБ), за более продолжительный период с 2004 года и в чуть более широком составе, то окажется что доля четырех главных резервных валют (доллар США, евро, японская йена и британский фунт) все-таки уменьшилась за последние 18 лет с 81% примерно до 75%.

Это тоже немного, хоть и чуть-чуть лучше отображает происходящие процессы в мире. Все-таки заметная часть международных расчетов, особенно после введения антироссийский санкций в 2022 году, сегодня минует SWIFT, а потому данные организации могут не точно отображать реальную картину. Но когда мы повсеместно слышим о том, что мир фрагментируется и даже среди крупнейших западных финансовых институтов появляется консенсус о неизбежности перехода к многополярной валютной системе с валютными зонами, то естественно возникает желание увидеть это в динамике цифр, гораздо более серьезной чем даже в данных ВБ.

Однако пока, мы наблюдаем достаточно громкие заявления, но скромные действия стран из политического треугольника Китай — Иран — Россия, которые очень постепенно увеличивают между собой, а также рядом других стран, расчеты в национальных валютах. При этом без острой необходимости все стараются сохранить большую часть своих расчетов в западных резервных валютах.

Китай купирует угрозу финансовой блокировки покупки нефти и газа на Ближнем Востоке, заключая исторические соглашения с Саудовской Аравией о возможности приобретения нефти за юани. Иран под западными санкциями давно, так что исламская республика уже имеет отлаженные способы обхода ограничений для использования долларовой и еврововой систем.

Получается, что авангардом процесса перехода мира к валютным зонам, по которому можно определять уровень прогресса в этом направлении, является Россия. Официальная Москва до 2022 года концентрировала свои усилия в переходе на расчеты в национальных валютах преимущественно в рамках ЕАЭС. С 2013 года по 2022 год доля расчетов в нацвалютах здесь выросла с 61% до 71%.

После введения санкций в отношении России в прошлом году, процесс интенсифицировался и расширился. За год показатель в ЕАЭС подскочил до 75%, а к списку торговых партнеров, с кем российская сторона резко активизировала перевод расчетов в национальные валюты добавились представители азиатского региона (Китай, Индия и другие страны), а также Ближнего Восток (Турция, Иран, ОАЭ и другие).

Но даже с учетом этого, доля внешнеторговых расчетов России не в долларах и евро, в начале 2023 года составляет немногим больше 20-22% . И именно это значение можно сегодня считать максимальным ориентиром, куда будут стремиться желающие снизить санкционные риски страны. В то время как сама Россия на правительственном уровне заявляет цель в 60% к 2025 году расчетов в отличных от евро и доллара валютах.

Для столь короткого срока, цель чрезвычайно амбициозная. Но даже не это важно, а важно то, что такой показатель станет ориентиром того, к чему могут прийти и другие страны. И вот тут-то и необходимо понимание того, на сколько сегодня подходящие условия для столь масштабных изменений.

То есть, возвращаясь к началу нашего повествования, можно сказать, что текущие данные по валютной структуре международных расчетов, не важно это статистика от SWIFT или Всемирного банка не только не дает необходимого понимания, но и напротив вводит в заблуждение, говоря что мир к переходу на валютные зоны не готов.

Но, правда заключается в обратном и ее легко увидеть, если смотреть не на изменение доли, используемых в международных расчетах валют, а смотреть на изменение долей реальных показателей, таких как ВВП или участие в мировой торговле.

Тогда мы увидим, что та самая четверка резервных валют (доллар США, евро, британский фунт и японская йена), на которые сейчас приходится около 75% международных расчетов, за последние 18 лет потеряла свое экономическое и торговое первенство. Доля ВВП этих стран к мировой экономике сократилась за этот период с 67-70% до 45-49%, а доля в мировой торговле с 37-40% до 28-31%.

Их место заняли Китай, Индия, Россия, Бразилия, ЮАР, Сингапур и другие страны. Именно им сегодня принадлежит экономическое и торговое первенство в мире, и именно они вправе рассчитывать на перераспределение структуры валют в международных расчетах в свою пользу.

Как и когда это произойдет сказать невозможно, по всей видимости старая валютная система, основанная на долларе США и его союзниках будет «драться» до последнего, пытаясь сохранить эмиссионный ресурс. Но проблема в том, что чем активнее они это делают, тем сильней расшатывают систему, выбивая из под нее последние целые столпы.

Гарантий сохранности средств в старой системе уже нет, она исчезла после блокировки ЗВР и активов России и сегодня мы видим с какой рекордной скоростью многие страны распродают госдолг США и одновременно с этим рекордно высокими темпами скупают золото.

Гарантий стабильности американской и других твердых валют тоже нет. После безумной эмиссии в 2020-2021 годах максимальная за 40 лет инфляция в США и других развитых странах, подорвала веру инвесторов в непоколебимую стойкость твердых валют. Уровень волатильности евро, йены, доллара США и британского фунта в 2022 году соответствовал уровням волатильности развивающихся валют, при том что уровень процентных ставок у последних в два раза выше.

Единственное, что продолжает играть за старую валютную систему, это широта ее распространения и инерционность экономики. Проще говоря инвесторам и экономическим агентам пока что привычнее пользоваться именно долларовой системой.

Однако, как только в ней возникнет высокий риск, например из-за потенциального дефолта в США в следствие политического тупика и невозможности повысить лимит госдолга или циклического кризиса в экономике, который может произойти уже в 2023 году, или другой похожей ситуации, ослабленная долларовая система может не выдержать стресса и тогда начнется панический поиск альтернатив, который будет сопровождаться непривычным и сильным падением курса доллара, ростом цен на золото и ускорением перевода расчетов в национальные валюты.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.