Война Миров. Военно-византийская фаза Кремля

Москва выбрала модель боевых действий на изнурение

Карл фон Клаузевиц у военно-политического руководства Российской Федерации не в моде, но это не означает, что вместо него пустота. Современная фаза боевых действий на Украине ведется по византийской модели. Суть военного наследия Византийской империи в длительных войнах на истощение и изнурение. При всех минусах данной стратегии (война на размен предполагает потерю людей, ресурсов и времени) у нее имеются и очевидные плюсы. Поражение (и даже серия поражений) в войне византийского типа не означает катастрофы для государства. Правда и победа здесь в отличие от войны на сокрушение обычно не дает кардинального улучшения позиций.

Согласно канонам современной военной науки, Россия сегодня должна была заканчивать большое наступление против ВСУ, а потом ритмы войны предполагают ответный удар Украины той или иной силы. Пропаганда с обеих сторон обещает вот-вот большие наступления. Но если посмотрим на фактическое положение вещей, то бои за Артемовск/Бахмут по факту наступлением российских вооруженных сил зимнего периода и являются.

Когда российской группировке для войны на Украине не хватило сил в стратегии на сокрушение, начался поиск других моделей ведения боевых действий. После проведенной в Незалежной мобилизации обнаружился еще и острый дефицит пехоты со стороны РФ, а дальше вызванные им поражения под Изюмом и Балаклеей, оставление Херсона (здесь еще «хаймарсы» по мостам и переправам).

Частичная мобилизация проблемы с личным составом в российской армии в полном объеме не решила. С оснащением техникой и тяжелыми системами вооружений тоже не все в порядке. Сейчас многие артиллеристы по ВУС (военно-учетная специальность) сражаются в качестве мотострелков. Это не только из-за острой потребности в пехоте, но и в силу нехватки артиллерии, в качестве расчетов которой данный контингент использовать наиболее правильно и эффективно.

Артемовск стал местом приложения сил российской группировки в силу стечения многих факторов. В сравнительно компактном месте легче решать вопросы военной логистики и несовершенства связи (по сравнению с тем, чем пользуются ВСУ благодаря помощи НАТО и интеграции в ее разведывательные структуры), дефицита беспилотников и ограниченности сил и средств. Опять же штурмовая пехота ЧВК «Вагнер» в таких боях проявляет превосходство над противником.

Фундаментально у России больше артиллерии, бронетехники, авиации, тяжелых огнеметных систем, однако это не такое подавляющее превосходство, которое требуют каноны военной науки для осуществления стратегических наступлений. Поэтому Артемовск выбран в качестве места проведения боев на размен.

Сражение на изнурение с точки зрения военного искусства не считается более легким делом, чем стратегия глубоких охватов с танковыми клиньями и давлением с воздуха. Она в первую очередь показывает нехватку у Москвы ресурсов для иной модели военного поведения, на которую была заточена советская научно-боевая школа.

Даже война казалось бы по варианту «лайт» стала серьезным испытанием для Киева. Под контролем украинского правительства находится территория, на которой сегодня проживает приблизительно 30 млн человек. Это серьезно ограничивает мобилизационный потенциал Незалежной. Хотя, надо отдать должное, политическое руководство Украины проявляет креатив. В русскоговорящих регионах мобилизацию проводят специальные команды из Галиции, а во Львове и Ивано-Франковске метут подлежащих призыву командированные партии из Харькова и Одессы. Это серьезно повышает КПД мобилизационных возможностей, но сама потенциальная база уже на исходе.

В ВСУ медленно поступает западное оружие не столько из-за жадности западных спонсоров Киева, сколько в силу объективных ограничений военного строительства. Каждая система вооружения (танк, гаубица, самолет) вписана в общую структуру вооруженных сил и концепцию ведения войны (в том числе коалиционной). Поэтому когда из Восточной Европы на Украину поставлялись образцы советской/российской/украинской техники, то никаких проблем не было. А вот уже с гаубиц М-777 («три топора») проблемы проявились в полном объеме.

Натовское оружие требует своего боеприпаса, собственных регламентов обслуживания и отличающихся возможностей по ремонту и восстановлению. С танками ситуация еще более сложная, а с самолетами и подавно. Ну а ракетами по транспортной инфраструктуре Украины российская сторона стала бить чаще, что объективно затрудняет вопросы военной логистики.

Из-за боев в Артемовске медленная интеграция натовских систем вооружения в ВСУ затормозилась еще больше в силу необходимости отправлять их на линию боевого соприкосновения (ЛБС). В итоге Россия не провела масштабного наступления в ходе зимней кампании, которое от нее ожидалась согласно современной военной теории, но и у Киева нет достаточных ресурсов, особенно бронетехники и самоходной артиллерии, чтобы вести крупные наступательные боевые действия в свой такт военных ритмов.

Византийский вариант ведения войны подразумевает создание условия для тягучего, вязкого характера боевых действий без резких всплесков эскалации. Именно поэтому Кремль так вяло отреагировал на информацию знакового американского журналиста Сеймура Херша про подрыв «Северных потоков» по личному приказу Джо Байдена. Дело в том, что в условиях войны политический разгон данной темы неизбежно привел бы к активизации боевых действий на ЛБС, а в планы Москвы на текущем этапе такое не входит.

«Подсушивание» темы боевых действий на Украине подразумевает ее уход на второй план и в зарубежной информационной повестке. Западные элиты уже столкнулись с тем, что европейский и американский обыватель охладел к военным сводкам из Незалежной. СМИ на это естественным образом отреагировали переходом на другую повестку. Пришлось срочно вкачивать сотни миллионов долларов в масс-медиа, дабы война на территории Украины снова вернулась в тренды.

Из-за затягивания по времени растет чек общей военной и экономической помощи Киеву. В авангарде использования данного информационного повода сегодня стоят представители республиканской партии США. Они постоянно упрекают администрацию президента Байдена в том, что она отрывает ресурсы от решения местных экономических, социальных, а после катастрофы поезда с химикатами в Огайо еще и экологических проблем, и отсылает за океан.

По сути византийскую модель ведения боевых действий использовал генерал Франсиско Франко в ходе гражданской войны в Испании. Сам он объяснял медлительность желанием сберечь по возможности больше испанской крови. Франкисты вошли в Мадрид 28 марта 1939 года, а официальной датой окончания гражданской войны считается 1 апреля. Ряд историков отмечает, что если бы республиканское правительство Испании продержалось до 1 сентября 1939 года – даты начала Второй мировой войны – то планомерная неторопливая стратегия Франко могла бы принести ему очень неприятный сюрприз. В условиях мировой войны у республиканской Испании могли бы очень быстро найтись очень мощные заинтересованные союзники.

В этом одна из особенностей ведения войны в византийском стиле: в ходе долгого по времени срока могут активизироваться как позитивные, так и негативные факторы для проводящих ее стратегов.

Как показывает практика, Кремль избирает ту или иную модель поведения, в том числе военного, в зависимости от конкретного контекста. Если так получится, что критическая масса сил ВСУ будет перемолота под Артемовском и у Киева не окажется резервов для удержания линии фронта, тогда война быстро перейдет в маневренную фазу. У позиционной войны тоже есть свои особенности. Там если рушится один важный участок фронта, то он может потянуть за собой всю ЛБС.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.