Война Миров. Приднестровский вопрос

Будет ли ПМР втянута в воронку боевых действий?

По военным и геополитическим канонам стране владеющей инициативой выгодно расширение пространства конфликта. Но проблема ситуации на Украине и вокруг нее в том, что все у всех сработало не так, как они рассчитывали. Поэтому в текущей ситуации невозможно сказать наверняка кто больше всех выиграет от втягивания непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в войну, а кто больше всех проиграет.

Покушение на лидера ПМР Вадима Красносельского со стороны СБУ раскрыли и предотвратили, из-за чего начиненный взрывчаткой автомобиль не взорвался. Власти Приднестровья обвинили в случившемся Украину, но дальнейшей эскалации с переходом в боевые действия не произошло.

Непризнанное государство при населении 475 тысяч человек имеет вооруженные силы в 15 тысяч. Вроде как в случае мобилизации четыре мотострелковые бригады и части усиления (включая артиллерийские и зенитные полки) могут быть доведены до 80 тысяч. Тирасполь в геополитической орбите Москвы, а потому на чьей стороне будут воевать приднестровцы сомнений не вызывает.

Российская группа войск в ПМР насчитывает порядка 2,5 тысяч военнослужащих. В их составе два мотострелковых батальона, батальон управления и два батальона охраны военных складов в Колбасне плюс отряд вертолетов.

Арсенал в Колбасне представляет интерес для любых военных. В начале 90-ых гг., когда Приднестровье воевало с молдавскими и румынскими войсками, количество боеприпасов в этом месте оценивалось в 2600 вагонов. В свое время Россия из этих складов отправляла танки, САУ, БТРы, грузовики и боеприпасы Северному альянсу в Афганистане, однако оружия там еще очень много. В основном это старые образцы, но когда на поле боя фигурируют танки Т-62 (это другое поколение по сравнению с Т-64), то арсенал выглядит более чем актуальным.

Снарядный голод сейчас наблюдается и в ВСУ, и у российской армии, с той только разницей, что артиллерия РФ тратит в сутки в 3-4 раза больше снарядов и мин, чем украинская.

Когда Киев собрал у границ ПМР группировку в 20 тысяч военнослужащих, то вероятность боевых действий стала более чем очевидной. Географическая особенность Приднестровья такова, что республика вытянута в тонкую линию вдоль Днестра на левом берегу, плюс город Дубоссары на правом. Такая конфигурация позволяет сравнительно легко разрезать ПМР на части, где все четыре мотострелковые бригады и российский контингент будут вынуждены воевать в окружении.

Наблюдатели сомневаются в том, что власти в Тирасполе смогут произвести массовую мобилизацию. Проблема даже не в оружии – на складах в Колбасне на всех хватит. За 30 лет пребывания в непонятном статусе и положении у жителей Приднестровья сложился огромный букет претензий к Кремлю. Плюс выросли новые поколения, которые не горят желанием воевать за мутные и вечно меняющиеся цели. В ПМР хватает собственных олигархов и популярностью они совершенно не пользуются. Главный мотивирующий фактор, который способен заставить местных жителей взяться за оружие, заключается в отношении украинских военнослужащих и сотрудников спецслужб к симпатизантам России. Поэтому что с ними будет на оккупированной территории такие люди вполне догадываются.

Чтобы склады не достались Украине, они давно заминированы, так как находятся практически у самой границы с Незалежной. Специалисты-взрывотехники утверждают, что рванет от души.

Пока самое серьезное, что вызвало угрозу нападения ВСУ на ПМР – это увеличение заявлений о вероятном применении российской стороной тактического ядерного оружия. С военной точки зрения шаг понятный и естественный, однако в политическом плане у него могут быть самые непредвиденные последствия.

Бои под Артемовском/Бахмутом заставили военное руководство Украины перекинуть туда дополнительные резервы, из-за чего заметно ослабла и группировка, нацеленная на Приднестровье. Современные средства контроля пространства фактически исключают возможность скрытного сосредоточения больших сил и средств.

Боевые действия в ПМР – это вопрос не только Москвы и Киева. Формально непризнанное государства является частью Молдовы, а потому украинское нападение на Приднестровье без санкции Кишинева является нарушением международного права, каким бы смешным оно в сегодняшних реалиях не выглядело.

Наступление ВСУ на ПМР может заставить Кремль признать Приднестровье частью России. По идее, после этого Молдова должна пытаться отстаивать свою территориальную целостность и вступать в войну с Российской Федерацией. Поскольку молдавская армия опереточная, то Кишиневу логично обратиться за помощью к Румынии.

В Бухаресте, как можно судить из переводов румынских масс-медиа, от перспектив войны с Москвой население и правящая элита не в восторге. Усилия по военной помощи Киеву показали, что реальное положение во всех европейских армиях НАТО гораздо хуже, чем это виделось накануне украинской войны. Речь даже не о дефиците беспилотников, а просто техническое состояние бронетехники удручающее, боеприпасов хватит на считанные недели войны.

Ни к одной войне невозможно подготовиться так, чтобы у последнего солдата была пришита последняя пуговица на мундир. Однако в случае с Румынией речь идет о неготовности к серьезной войне как таковой. Но что провокации в отношении Приднестровья уже сделали, так это вывели Бухарест в одну плоскость с Варшавой, где есть высокая вероятность вступить в войну без защиты пятой статьи устава НАТО, поскольку влезли в боевые действия первыми и на чужой территории.

Гипотетически угроза расширения потенциальных противников Кремля на поле боя еще и на Румынию должна играть против России, чьих ресурсов до сих пор не хватило даже на взятие Артемовска. Однако судя по той информации, которая периодически попадает в европейские СМИ, ситуация с неготовностью к большой войне касается практически всех европейских членов НАТО. Принимая во внимание их станочный парк, поставить все необходимое европейский ВПК может и сделает это, но не в ближайший год, поэтому вовлечение Приднестровья в войну временно приостановлено.

Нужно учитывать и такой фактор, как внутриполитическая обстановка в Молдове. Сама президент Майя Санду еще в 2020 году недвусмысленно высказалась, что российские войска должны уйти из ПМР, а Крым – это территория Украины. Однако одно дело говорить разные вещи и совсем другое ввязаться в войну. К тому же у г-жи Санду рейтинг доверия чуть более 17%, а с такой народной поддержкой затевать непопулярные вещи (новая война среди молдаван однозначно не котируется) может только такой политик, которому взамен гарантировали что-либо очень интересное лично ему.

Войну на Украине можно описать словами из песни Михаила Елизарова «в час по капле Апокалипсис». Поэтому резкий всплеск активности вокруг Приднестровья многие восприняли как ее выход на новый уровень эскалации. Но вскоре последовали действия, которые стали убавлять напряженность в данном месте. Видимо, в тех кругах, где принимают решения, пришли к выводу, что для большой крови в Приднестровье еще не время.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.