«Экономика в режиме умирания»

Сетевые СМИ о том, что казахстанская экономика не может выбраться из эпохи турбулентности

Алма БЕКТЕНОВА – «Экономика в режиме умирания» — Инфляция, инфраструктурный кризис, повышение тарифов, слабый рубль и санкции – казахстанская экономика не может выбраться из эпохи турбулентности. Почему нам вновь придется затянуть пояса?

Айдархан КУСАИНОВЭкономист Айдархан КУСАИНОВ объясняет ситуацию увлечением правительства «риторическими играми» и отсутствием эффективных мер.

Повышение тарифов в преодолении инфраструктурного кризиса никакой роли не сыграет, это очевидно. Если повысить тариф, деньги – сегодня, сейчас – не появится, это история на пять-семь лет. Средства же нужны очень быстро, причем огромные средства, и в течение ближайших месяцев, до наступления отопительного сезона. А половина лета уже прошла. Поэтому, я думаю, что инфраструктурная проблема не решится за этот короткий период, но тарифы все равно повысят. Уровень жизни упадет. Доходы населения резко просядут, они и так снижаются, плюс инфляция получит дополнительный разгон. При этом, повторюсь, проблема теплоэлектроснабжения не решится. Путь, который выбрало правительство, совершенно бессмысленный, – уверен эксперт. Он также подчеркнул, что предпосылки для энергетического краха копились давно, но в правительстве на сигналы бедствия не реагировали.

Что касается санкций Запада против России, то, по мнению экономиста, отечественным чиновникам удобно списывать собственные недочеты на так называемый геополитический фактор.

Санкции никак на нас не влияют. Это ерунда, про которую любит рассказывать правительство, вбрасывать в информационное поле. Против Казахстана не введут санкции по одной простой причине: все, что мы отправляем в мир – это нефть, металлы и зерно. Обратите внимание, даже российские металлы под санкции не попали, так же, как и их пшеница. Казахскую нефть санкционировать глупо, потому что она вообще-то американская. ТШО, Кашаган, Карачаганак – американская и европейская нефть. Кроме того, ради нефти американцы снимают санкции с Венесуэлы, договариваются с Ираном, Запад везде ищет нефть. Боязнь санкций – это не более чем легенда для дураков, которую внедряют нам в сознание. Вроде бы, посмотрите, мы в жутких геополитических условиях показываем какие-то результаты. Точно такая же риторика правительства была в 2022 году: мы в страшный кризис обеспечили рост ВВП в 3%. Но, позвольте, какой кризис с точки зрения Казахстана? Нефть дорожает, металлы и пшеница на историческом максимуме, – возмутился аналитик.

Расул РЫСМАМБЕТОВФинансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ считает, что Казахстан, по крайней мере, признал угрозу коммунальной катастрофы, а в вопросах антироссийских санкций сохраняет максимальную открытость.

– Самое главное – это совершить «каминг аут», в нашем случае – признать проблему. Это уже происходит, никто не хочет повторения Экибастуза еще в двух-трех городах, коллапса коммунальной энергосистемы. Поэтому государство, думаю, разобьет свинью-копилку, в халяльном варианте – барана-копилку, то есть Нацфонд. Государство будет занимать деньги, как мы знаем, через евробонды собираются осенью, плюс возвращают программу «инвестиции в обмен на тариф», которую ранее торпедировали. Нам предстоят огромные инфраструктурные затраты: ремонт ТЭЦ, систем водоснабжения, ремонт дорог, и не только в городах – предстоит модернизация коммунальной системы, как минимум, в трех-пяти областях, как бы вообще не во всех. Страшно подумать, в какую сумму это выльется, 20 млрд. долларов самое малое, даже без учета воровства, – пояснил аналитик.

По его словам, в процессе модернизации больше половины расходов будут валютными. Угольные ТЭЦ, вероятнее всего, придется приобретать в Китае, это одна из последних стран, которая их производит. Часть котлов для станций предположительно будет куплена в России, если там сохранился выпуск такого оборудования.

Петр СВОИКЭкономист и общественный деятель Петр СВОИК уверен, что проблемы в экономике, прежде всего, связаны с ошибочной, кроме того, систематически проваливающейся стратегией правительства.

Инфраструктурный кризис в Казахстане тянется много лет, в электроэнергетике он просто проявился особенно остро. В эту сферу нужно серьезно инвестировать, как в обновление оборудования, так и в увеличение мощностей. Попытка же найти эти инвестиции в тарифе, то есть поднять тариф, совершенно бессмысленна и разрушительна. Тех денег, которые нужны энергетике, в экономике нет в принципе, тем более, их нет у потребителей услуг. Поднимая тарифы, мы нарушим социальную стабильность и подорвем экономическую устойчивость, поскольку инфраструктура должна служить базой стабилизации цен, а не базой их роста, – считает аналитик.

По его мнению, экономическая модель Казахстана выстраивалась с опорой на внешние инвестиции, и в 90-е и нулевые годы, в части продажи ресурсов она себя неплохо показала. Но зарубежные инвесторы вкладывали средства только в добычу ископаемых. Начиная же с 2012–2013 годов экономическая модель Казахстана существует без возможности развития. «Можно сказать, что эта модель доживает, не умирает, а именно доживает. Энергетика первая подошла к стадии, когда доживание превращается в умирание в том случае, если в нее не инвестировать, а инвестиции в нашей схеме нереальны», – пояснил Петр Своик.

В 2021 году президент Токаев утвердил 10 национальных несырьевых проектов, пояснил Петр Своик, но эти проекты уже сейчас поставлены на утрату, поскольку в них на 1/5 были заложены инвестиции из бюджета, а остальное – частные средства. «Но таких вложений внутри Казахстана нет в принципе, а извне не найдешь чудака, который будет инвестировать в развитие страны, а не в вызов сырья», – считает аналитик.

По его словам, сейчас правительство занимается «поддержкой штанов», и программу-минимум чиновникам удается выполнять: бюджет сводится, пенсии и зарплаты, хоть и маленькие, выплачиваются, курс тенге поддерживается. То есть сохраняется видимая стабильность, но вопросы развития принципиально не решаются. В текущей модели Казахстан все глубже погружается в «режим выживания».

Магбат СПАНОВЕркежан АЛМАБАЕВ – «Доктрина прорыва: какие реформы нужны Казахстану?» — Известный экономист Магбат СПАНОВ опубликовал часть своего доклада с научной конференции, при этом посетовав, что не может опубликовать все, без купюр. Потому что «поймут неправильно, вырвут из контектса и переврут».

За тридцатилетнюю историю независимости Казахстан проделал путь, который для многих стран длился столетиями. В этот период были и головокружительные успехи и стремительные падения, и все они ассоциировались с предыдущим руководством страны. Эти достижения позволили сделать страну одной из узнаваемых в мире и экономическим лидером Центральной Азии.

Но уже в 2014 г. в мире возникли новые геоэкономические и геополитические условия. К сожалению, наша страна несмотря на различные реформы в политической и экономических сферах, безболезненную смену политического руководства в 2019 г. не смогла до сих пор ответить на эти вызовы.

Это заключается и в низком росте ВВП, средний рост которого находится на уровне 2-4 %, с 2014 по 2022 гг. и в отрицательном платежном балансе в течение восьми лет до 2022 г.

Хотя для того, чтобы войти в тридцатку развитых стран, необходимый ежегодный рост должен составлять не менее 5-7 %.

Популистские решения руководства страны постоянно вынуждали Правительство заимствовать финансовые средства из Национального нефтяного фонда, что в итоге привело к его сокращению с 75 млрд. долл. до 57, за последние несколько лет. При этом мировая конъюнктура на сырье показывала динамику роста и внешнеторговый баланс был всегда положительным. Все это говорит о неэффективности управления макроэкономическими и социально-политическими реформами.

В итоге, фрагментарные изменения в экономическом, социальном и политическом ландшафте привели к потере управления экономическими и социальными процессами. В дальнейшем это было усугублено неудачными кадровыми назначениями на центральном и региональном уровне.

Через три года Президент должен отчитаться о проделанной работе и промежуточных итогах достигнутых результатов, что требует не только реализации обещанных популистских мер, но и непопулярных чувствительных социальных и кадровых решений. То есть это потребует не только продуманных, рассчитанных и рациональных решений, но и кадрового обеспечения.

Доктрина прорыва

Как говорили политики прошлого века, «кадры решают все». Ведь зачастую назначение неподготовленных госслужащих (особенно по непродуманным квотам), на корню губит изначально проводимые идеи реформ. Мы предлагаем, комплекс мер, в том числе непопулярных, которые позволят добиться определенных успехов в кратчайшие сроки.

Я ее назвал — «Доктрина тройного прорыва». Как видно из названия она включает в себя три магистральных направления:

Политическое направление

В первую очередь, необходимо в течение нескольких ближайших лет решить вопрос с внедрением выборности акимов на областном и районном уровне. Несмотря на возможные издержки и возможную политизацию гражданского общества, это позволит в будущем избежать ситуации «января 2022 г.» когда большая часть акимов не решилась выходить перед митингующими, и не могла объяснять логику и действия проводимых реформ, предпочитая «уйти в тень» до лучших времен.

Во вторых, необходимо переформатировать назначение руководителей по трем направлениям:

  1. Судебная система должна формироваться через Парламент, что обеспечит парламентский контроль и невмешательство исполнительных органов в принимаемые судебные решения, в особенности в дела связанных с экономическими преступлениями и рейдерством (государство начнет относиться к бизнесу и гражданскому обществу как равному партнеру);

В третьих, за последние десять лет несмотря на функционирование самостоятельного органа Агентства по государственной службы, качество госслужащих неуклонно ухудшается, что видно по увеличению протестных настроений и количества коррупционных правонарушений, в результате неумения новых руководителей работать непосредственно с населением и гражданами страны. В связи с этим, нам представляется, что его необходимо вернуть под управление и контроль Министерства труда и социальной защиты РК.

В четвертых, запустить процедуры связанные с изменением нумерации региона Казахстан и отхода от номера +7, ассоциированного в первую очередь с Россией.

Экономическое направление

В экономической сфере необходимо предпринять несколько непопулярных шагов в т. ч.:

  1. Сбалансирование национального и регионального развития требует изменения налогового кодекса, в сторону увеличения самих налогов и налогооблагаемой базы. Также необходимо, ограничение расходов на заработную плату работников бюджетной сферы и работников квазигосударственного сектора, миниум на двухлетний период, для обуздания инфляции.
  2. Несмотря на огромные вливания бюджетных и частных финансовых средств в развитие сельского хозяйства, его эффективность и продуктивность резко снизилась.

Во-первых, мы за тридцать лет не смогли обеспечить собственную продовольственную безопасность по многим традиционным видам продукции. Кроме этого, мы стали уступать свои позиции на тех рынках, в которых Казахстан исторически доминировал по зерну, мясу и др. продуктам питания — это Центральная Азия, Афганистан и др. С этой точки зрения, считаю необходимым вернуться к реализации закона о частной форме собственности на земли сельхозназначений, с внесением определенных ограничений по владению ими (иностранцев и общему количеству). Мировой опыт показывает, что любая страна которая достигла успеха в экономических реформах, в первую очередь, достигала успеха после реформ в сельском хозяйстве.

  1. Инвестиции. По оценкам экспертов, теневой вывоз капитала за последние двадцать лет составил порядка двухсот млрд. долл. США, что равнозначно вложению иностранных инвестиций в экономику Казахстана за тридцать лет

Это только доказывает, что инвестиции собственных граждан незащищены как иностранные инвестиции. Поэтому необходимо уравнять в правах внутренних и иностранных инвесторов, начав с объединения совета иностранных и отечественных инвесторов.

  1. В стратегических отраслях (горно-металлургического комплекса) приносящих наибольшее наполнение бюджета, необходимо сохранять контрольный пакет акций принадлежащих государству, чтобы иметь влияние на принимаемые решения.

В связи с этим, как пример, хотел бы ввести в экономический понятийный оборот Казахстана, новое экономическое понятие – «казус Премьера М.». По итогам 2008 г. ВВП страны составил около 100 млрд. долл. и рост при этом был зарегистрирован на уровне 1.2 %, что говорит о неэффективности данных инвестиций в экономику страны. В экономической практике например рост 1.1. ВВП признается стагнацией. А здесь соотношение вложений около 20 % по отношению к ВВП дало реальный рост 0.1, что категорически недопустимо мало. Все эти цифры говорят о непрофессионализме руководителя правительства в экономической сфере – которую, я назвал «казус Премьера М.». В дальнейшем оперируя данным понятием, можно будет оценивать инвестиционные программы и их выполнение руководителем правительства.

Социальное направление

В социальной политике на ближайшую перспективу главной задачей становится борьба с бедностью и обнищанием населения…

В целом, в нашей экономической системе существует множество нерешенных и возникших проблем и все они требуют безотлагательного решения. С моей точки зрения, власть должна уметь выбирать стратегические направления, решение которых может давать быстрый мультипликативный эффект, а не ставить ультиматумы собственному Правительству или региональным руководителям, что выглядит уже не смешно, а унизительно по отношению к собственному народу.

Данияр АШИМБАЕВНазгуль АБЖЕКЕНОВА – «Помогут ли звёзды победить инфляцию нашему правительству?» — Автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр АШИМБАЕВ констатирует: власть периодически обращается к мистике и оккультизму. «Одно время на самом высоком уровне, вплоть до Администрации Президента, работали люди, которые занимались очисткой кармы, предсказаниями, сверкой гороскопов и так далее. Так гласят старые аппаратные байки. Но так не только у нас – по старой легенде, у супруги американского президента Рональда Рейгана Нэнси был личный астролог, который якобы влиял на принятие политических решений. Это было, есть и будет», — говорит политолог.

С другой стороны, легитимность людей, называющих себя профессиональными астрологами, глубоко сомнительна…

Апеллировать к конъюнктуре, мировым кризисам становится уже неудобно, потому что во многом проблематика генерируется самим правительством, продолжает эксперт.

«Ситуация в экономике ухудшается, связано это прежде всего с доходами населения. Одна часть кабмина планирует их повысить, другая ведет борьбу с инфляцией и декларирует создание рабочих мест. В это же время устойчивых инвестиционных проектов почти нет, а повышение доходов населения сводится к соцвыплатам и индексации зарплат бюджетникам», — отмечает Ашимбаев.

На фоне ухудшения экономических проблем казахстанцы все чаще выходят на локальные митинги по воде, свету, теплу. И если адекватные решения не будут приниматься и реализовываться, то ситуация грозит большим проблемным потенциалом.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.