Исламский банкинг в РФ: свет в окошке, троянский конь или пятое колесо?

Россиянам разрешили брать и давать в долг по законам шариата

На прошлой неделе российская Государственная дума приняла закон о проведении в четырех регионах России – Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне – эксперимента по освоению партнёрского (исламского) финансирования.

Обсуждали эту тему давно, более пятнадцати лет, но решились на эксперимент только сейчас. Решились по простой вроде бы причине. После начала СВО Россия оказалась полностью отрезанной от западных кредитов. Поэтому обернулась на Восток. В том числе к богатым исламским государствам. Но они тоже не торопятся кредитовать страну, объявленную изгоем. А вот помогать братьям-мусульманам в этой стране некоторые исламские лидеры и финансисты готовы. Чтобы угодить Аллаху или с более практическими целями, не всегда озвученными.

Для многих россиян исламский банкинг это заморская диковинка. Одно из чудес света. В исламских банках, говорят, не бывает процентов. Кредитор не наживается на разорении заёмщика, а делит с ним прибыли. Романтический взгляд присутствует не только у простых граждан, но и у некоторых экспертов. Например, доктор политических наук, профессор МГИМО Кирилл Коктыш подробно и увлекательно объяснял мне, что как раз через исламский банкинг (хотя не только через него, конечно), русский православный мир может найти гармонию с мусульманским миром. Поскольку у ислама и православия совпадают корневые ценности, главная из которых – справедливость.

Я сказал Кириллу Евгеньевичу, что сегодняшняя Россия по уровню социального неравенства опережает неправославный мир. Оставляет позади лицемерных, погрязших в грехе американцев и европейцев. А ислам для многих россиян довольно спорный пример для подражания.

Кирилл КоктышСмотря что брать от ислама, – говорит Коктыш. – Если посмотреть, например, на финансовые практики ислама – вы обнаружите там очень много интересного.

– Вы имеете в виду исламский банкинг? Но там ведь тоже в глубине, в итоге – замаскированные высокие проценты.

– Нет, ни в коем случае. Это в Саудовской Аравии замаскированные проценты. Они извратили принципы исламского банкинга. На самом деле основной его принцип – невозможность заработать на убытках заёмщика. То есть можно или заработать вместе с заёмщиком, или вместе с ним потерять. Но обогатиться на его разорении невозможно.

– Вы хорошо знаете эту тему?

– Мы с коллегами книгу об этом написали, ещё в 2009 году. А в остальном мире это громадная проблема – как бороться с процентной экономикой. Она страшна не процентами, а тем, что финансист может зарабатывать с одинаковой эффективностью как на прибыли, так и на убытках заёмщика. Более того, на убытках он может заработать больше… Собственно, сегодняшняя финансовая система на том и стоит. Финансисту всё равно, на чём подняться. И на слезах он заработает больше, чем на всём остальном…

Кстати, первым борцом с экономикой процента был, как ни странно, ветхозаветный пророк Моисей, когда сжигал золотого тельца. Он сформулировал ровно те же вещи – с ростовщичеством надо что-то делать.

– Но потомки перестали его слушаться. Совсем перестали.

– Конечно. Конечно. Так что в этом мире всё уже было пройдено. Дальше, соответственно, Мухаммед ставит вопрос в исламе, а средневековый флорентийский банкинг «комменда» ставит этот же вопрос в христианстве. То есть у нас есть исламский банкинг и христианский банкинг, и они очень похожи. Только христианский не был тотальным в отличие от исламского. Но самое главное – вы не даёте банкиру заработать на убытках, и он будет вкладывать только в развитие. По этой причине не возникает пузырей и глобальных финансовых кризисов, – считает Кирилл Коктыш.

Кстати, очень важный момент: российский закон о партнёрском (исламском) финансировании запрещает отказывать физическим или юридическим лицам в оказании финансовых услуг исламского банкинга по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. То есть обратиться в исламский банк за партнёрством может кто угодно. Правда, и отказать этому «кому угодно» исламские банкиры всегда сумеют. Например, объяснят, что ваша инвестиционная идея не кажется им привлекательной.

Айрат Фаррахов
Айрат Фаррахов (Фото: Рамиль Гали/tatar-inform.ru)

Депутат Государственной Думы от Татарстана, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов считает, что у эксперимента хорошие перспективы. Стать его участниками захотят многие бизнесмены, занимающиеся производством халяльной продукции, аграрии, строители, а также компании, предоставляющие заемное финансирование, и не только они.

Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдар Шагимарданов тоже надеется, что спрос на участие в эксперименте будет высоким. Ведь число мусульман в России растет. «Среднее количество детей в мусульманских семьях – три и более. Дети растут, начинают пользоваться банковскими услугами. Однозначно у всех мусульман есть интересы по использованию исламского банкинга как со своими личными счетами, так и зарплатными проектами и счетами своих предприятий. Поэтому спрос будет», – сказал моим коллегам Шагимарданов.

При этом новый закон вызывает и опасения. В том числе по причинам, вызывающим у других людей надежды. Кто-то видит в активном привлечении «исламских» денег из-за рубежа угрозу сепаратизма.

«Официальные» эксперты на эту тему в основном помалкивают. Но в телеграм-каналах она обсуждается довольно активно. Например, известный сетевой эксперт Игорь Димитриев (сам себя он характеризует так: «политконсультант, востоковед, одессит») высказался следующим образом:

«Не согласен, что это признак сепаратизма. Думаю, мусульманам не выгоден распад России или отделение отдельных субъектов. Доля и влияние мусульманского населения стремительно растёт, потому им нужно просто подождать и получить страну целиком. А исламский банкинг это как раз один из инструментов влияния. Суть его в том, что предприниматель не просто берет ссуду в банке, а привлекает партнёра. Соответственно жители мусульманских республик, участвующих в эксперименте смогут привлекать партнёров-мусульман. Возможно партнёров-мусульман из-за рубежа, из арабских стран. Конечно, возможности бизнеса с такими ресурсами будут расти. Особенно учитывая специфику российских банковских программ и ставки. Кредит хрен возьмёшь, но вот можно обратиться в исламский банк и взять авторитетного партнёра. Итог понятный».

На самом деле итог пока не понятный. Эксперимент начнётся только в сентябре, продолжаться он будет два года. Что-то сказать заранее ответственно и уверенно о его масштабах и характере невозможно.

Существует не такая уж маленькая вероятность, что эксперимент вообще не даст заметных результатов. В Казахстане, например, исламских банков целых два, они работают не первый год и занимают предпоследние и последние места в рейтингах вашего Forbes. Видимо в циничном мире банкиров моральные ограничители (именно их наличием исламский банкинг отличается от традиционного еврейского) не являются конкурентным преимуществом.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.