Есть такое интересное природное явление – мурмурация. Это когда птицы или рыбы сбиваясь в огромные стаи или косяки образуют динамические объёмные фигуры переменной плотности. При этом каждая особь совершает свои движения, свои танцы, а в целом создаются зрелищные сжимающиеся и разжимающиеся облака с чётко очерченными контурами, движущиеся непредсказуемым образом. Вот также и отечественные телеканалы, двигаясь в собственных координатах, рисовали для зрителей воскресных аналитических программ одну общую картину «Что сказал Президент в Послании». Выступление Касым-Жомарта Токаева на открытии сессии Парламента стало мейнстримной темой всех выпусков и даже когда первые сюжеты о Послании заканчивались, ведущие на протяжении всей программы возвращались к зрителям со словами «а еще Президент в своем выступлении поднял тему…»
«Казахстан», программа «Аpta»
В начале выпуска из объемного президентского обращения к народу редакция вычленила тему дефицита воды. Ведущая программы Альбина Ашим рассказала, почему этот вопрос важен для Казахстана, обзорно прошлась по основным болевым точкам, включая геополитические проблемы и вопрос трансграничных рек, не избежав при этом такого лингвистического клише как «Судың да сұрауы бар». До первого сюжета о послании создатели «Апты» успели дать и картинку рек-озер, и синхрон эксперта Т.Рахимбекова, по касательной затронули и визит таджикского Президента (об унесенных астанчанами арбузах не говорили). Длинное предисловие программа может себе позволить, хронометраж ее почти час.
Автор сюжета о послании Данияр Кайртай подумал о форме его подачи, постарался разнообразить стенд-апами, инфографикой, не увлекался хронометражем, что в целом сделало материал более менее удобоваримым. Журналист включил в материал синхрон не только Уразгали Сельтеева, директора Института евразийской интеграции, которого использовали все госсми, но и разнообразил палитру мнений цитатой из соцсетей от экономиста Олжаса Куайбергенова.
От проблем воды перешли к сельскому хозяйству. Опять же через призму Послания Президента, который посвятил в своем выступлении целый блок развитию агропромышленного комплекса. Но обсуждение темы продолжили не сюжетом, а подборкой вполне уместных здесь спикеров: сенаторов Али Бектаева и Жанболата Жоргенбаев и ректора аграрного университета Ахылбек Куришбаев. О проблемах сельского хозяйства эти спикеры говорят годами, а временами даже напрямую были за нее ответственны.
В результате, как не крути, получился любимый жанр государственного ТВ – отклики на послание.
Программу продолжили перечислением перестановок в высших эшелонах власти. Блок построили на фотографиях перетасованных чиновников, обычная практика на ТВ, но вот комментарии к ним получились скомканными. Какие министерства новые, что с чем срослось, от чего отпочковалось – зрителю не объяснили, чем занимались новые люди до назначения – не сказали. Решили, видимо, что это и так всем известно.
Программа продолжилась разговором о большой геополитике. Сегодня это непременно сопровождается такими оборотами как «тектонические разломы». Их, конечно, употребили. В закадровом тексте говорили про нефть, ее транспортировку, покупку Казахстаном нефтеналивных танкеров. Авторы попытались что-то в этой сфере проанализировать и пришли к выводу, который лежит на поверхности — с нефтяной трубой их покупка не сравнится.
От нефти перешли к России, где рубль в очередной раз, как говорит российская пропаганда, пережил «эффект саморазогрева». Ситуацию с рублем вроде как должна была прокомментировать собственный корреспондент телеканала в Москве Индира Бегайдар. Но она просто перечислила общеизвестные факты, для чего включалась экстренно из Москвы осталось загадкой. Но зрители поняли, у канала есть корпункт в Москве и он работает.
Экономические мировые проблемы пытался проанализировать позиционирующий себя как эксперт-экономист Айбар Олжай.
После перешли к дважды анонсированному в рамках программы сюжету о строительстве ЛРТ. Астана растет и народу становится больше, растет и количество проблем. Причем в подводке Альбина Ашим привела слова вице-премьера Тамары Дуйсеновой, которая якобы поддержала идею городских властей о регулировании потоков и каких-то мерах по ограничению миграции в Астану. Но то, что спустя несколько часов после заявлений про нерезиновую Астану, Тамара Дуйсенова дезавуировала свои слова, заявила что ее не так поняли, журналисты «Апты» не сказали. Если это не манипулирование информацией, то как минимум непростительная профессиональная халатность.
Сам сюжет про строительство ЛРТ журналиста Амангельды Сейтхан вполне добротная работа. Зрителю напомнили, что строительство задумывалось под открытие выставки ЭКСПО, на которую предполагали собрать пять миллионов гостей, автор не стесняясь сравнил казахстанский проект с узбекским (наш проигрывает) и даже рассказал, что чиновники рассчитывают не только на прикладное значение транспортной артерии, но и развлекательное. Мол, ее можно будет просто для обзорных экскурсий использовать, поскольку пролегает через некоторые достопримечательности столицы.
И, конечно, выпуск не обошел вниманием 1 сентября. Команда телеканала лишний раз продемонстрировала возможности и размеры своей студии, в которую помимо стола для ведущей поместили школьную парту.
Говорили (здесь еще раз, конечно, упомянули о послании) о дефиците мест и нехватке школ, об их безопасности. А вот в сюжете автор Елдос Есенбол сделал акцент на ношении хиджабов и платков в школе, подчеркнув что в этом году тема затмила собой все проблемы просвещения. Резюмируя сослались на опыт Франции, где ношение хиджабов в школах решили запретить.
«Хабар» «7 күн»
Новая заставка, частично обновленная студия, но прежнее содержание — таким предстал «Жеты күн» на этой неделе.
Создалось впечатление, что слова про то, что «весь политический истеблишмент» слушал послание Президента когда-то уже звучали в программе. Причем не раз.
Правда, ведущий Дмитрий Двойнев исключил из своих подводок словосочетание «Новый Казахстан», прочим эпитетам хабаровцы предпочли «справедливый». Так вот справедливому Казахстану необходим прочный экономический каркас, заявили авторы. Обзорно обозначили главные темы выступления Касым-Жомарта Токаева, что в общем-то оправданно на случай, если к экранам прильнут не читающие интернет глубинарии. Внимание в подводке акцентировали на референдуме по АЭС.
Сюжет Назымгуль Кумыспаевой построен по шаблонной схеме – закадровый текст-синхрон — закадровый текст — синхрон. Зрителю заново рассказали о чем было президентское послание, но уже более расширенно и подробно, чем это сделал в подводке ведущий. Не отличился материал ни новизной подачи, ни яркостью комментариев, затертые планы зала совместных заседаний Парламента, архивное ассоциативное видео, синхроны президента, комментарии экспертов, записанные, что называется не отходя от кассы — прямо в здании КМО. Всё. А нет, не всё. Сюжет завершается стенд-апом, в котором автор безапелляционно заявляет «Все предложения и поручения Президента должны придать очень серьезный импульс экономическому развитию Казахстана».
После сюжета Послание президента решили обсудить с гостем в студии. В прямой эфир пригласили сенатора Ольгу Перепечину. Она также обзорно прошлась по Посланию президента, также остановилась на столбовых его темах, но только еще более подробно, чем ведущий в подводке и журналист в сюжете.
После обсуждения Послания перешли к кадровым перестановкам, которые случились в пятницу-субботу. В отличие от Апты жетыкуновцы объяснили зрителю, какие министерства образовались, кто пришел их возглавлять, попытались дать более развернутую информацию, в условиях что она в принципе была ограничена лишь указами Акорды. Правда, здесь не совсем попали с картинкой, фотографии назначенцев прокрутились быстро, а текст с объяснениями никак не заканчивался.
Выпуск продолжила тема дефицита воды, к которой Касым-Жомарт Токаев обращался в своем послании. Большой материал Рамира Аубакира обстоятельно погрузил зрителя в проблему, ее корни, и даже попытался найти решение. Единственное, чего не хватало, так это героев и простых человеческих судеб, на которых дефицит воды отражается.
После сюжета о воде, ведущий вновь вернулся к Посланию, сказал, что министры конспектировали его как школьники. И перешел к теме школы. Такой вот мостик. Автор сюжета о первом сентября Алия Букенова нашла героиню, которая собирала своих детей в школу, и после перешла от частного к общему – и к школьной форме, и дефициту школ, и к проблеме школьного календаря, который вновь вернули в привычные рамки. Закончила сюжет в школьном классе. На фоне детей. Их заставили постановочно сесть за парты, сложить руки как на уроке и стать по сути, декорацией для работающего в кадре журналиста. Это отвлекало от текста, который проговаривал журналист, не говоря уже об этике. Сами школьники в сюжете не высказались ни разу, хотя сюжет о них и для них.
Через Послание президента подошли и к завершающей теме выпуске — долгострою в Восточно-Казахстанской области. Здесь в Курчумском районе так и не ввели в эксплуатацию новый мост. Его строительство должно было стать знаковым для региона — важное логистическое сообщение, второй по длине мост в Казахстане. Однако пока люди до сих пор пользуются паромом, которому 50 лет. И нужно было умудриться сделать эту телевизионную историю без мнения простых людей, без синхронов самих жителей, которые передвигаются на пароме, живут в ожидании этого Курчумского чуда. В сюжете их нет. Есть строители, чиновники, которые оправдываются и очень много зимнего архивного видео. Автор Анель Есенбердина надеется, что строительство будет завершено, поскольку финансирование объекта возможно перекинут на республиканский бюджет.
«Первый канал «Евразия»
Главная аналитическая программа Первого канала трансформировалась. «Аналитика» вместо «Граней», сорок минут вместо полутора часов, и Альмира Кульмухамедова в качестве ведущей вместо Алибека Рзабаева.
Начали тоже с Послания Президента, но над подачей решили поэкспериментировать. Посмотрели трансляцию послания с экспертом Исламом Ержаном. Идея не новая, но заслуживает внимания как демонстрация желания команды «Аналитики» лучше донести материал. Почему послание решили посмотреть именно с этим профильным экспертом и почему именно его видение ложится в основу сюжета, зрителю не объясняют. Хотя в таких форматах обычно именно комментирующее лицо становится несущей конструкцией материала. Однако главным в этом материале был, конечно, не Ислам Ержан, скорее всего делать его таковым никто и не собирался. Главное – это, конечно Послание и тезисы Токаева. Светлана Пенькова рассказывает о них, расставляет собственные акценты периодически возвращаясь к эксперту-комментатору.
После просмотра сюжета о просмотре послания зрителю рассказали о левобережных кадровых перестановках. Проиллюстрировали их также как и коллеги с других ТВ – графикой из фото чиновников.
Среди тем послания ведущая выделила строительство АЭС и предстоящий референдум, реформу в финансировании регионов с передачей им бОльших полномочий (среди экспертов тот же Уразгали Сельтеев, о котором говорилось выше), отдельно остановились на креативной индустрии, развивать которую поручено президентом.
В целом ведущая резюмирует «Что сказать вполне логичное распределение обязанностей. Каждый на своем месте должен хорошо сделать свою работу будучи нацеленным на общий результат». В целом уложились в 13 минут
Затем получилось как на вечеринке, когда заканчивается официальная часть и начинается самое интересное. Обзорно рассказали обо всем, что волновало казахстанцев на неделе — и об уголовных делах о харассменте (хотя такого понятия в Уголовном кодексе пока нет, в Казахстане были наказаны люди за то что распускали руки), и вандале из общества слепых, осквернившем ущелье в Мангистау, и о поведении астанчан на таджикской выставке даров природы. Ведущая признала, что испытала испанский стыд, но тут же облегчила зрителям жизнь, заявив, что не стоит мучиться по этому поводу, ведь «беспланое – это искушение общечеловеческое, а не отдельной страны . Взять хотя бы черные пятницы на западе». Сентенцию сопроводили картинкой массовых набегов на американские магазины.
После перешли к темам, с которыми связано начало осени. В Казахстане введено чипирование домашних животных. Аудитория у этой темы – огромная, поскольку включает не только специалистов, но и всех владельцев собак и кошек. Журналист Зауреш Битимбаева сделала качественный сюжет на примере Восточно-Казахстанской области. Отобразила все стороны, рассказала о плюсах и минусах, нашла приюты, ветклиники, показала как выглядит сам чип, эмоции, факты – все нашло отражение в материале. Разве что собакам и кошкам слово не дала!
В двух словах рассказали о самокатах – тоже новшество этой осени – ограничения на их передвижения.
И, конечно, тема 1 сентября. Еще один добротный, профессиональный материал от команды «Аналитики». Автор материала Алексей Цой побывал в одной из школ сельской глубинки, для которой и 10 человек в первом классе – это много. Получился настоящий живой репортаж, насыщенный информацией, заставляющий улыбнуться и задуматься. И в нем в отличие от сюжета хабаровцев – дети это не декорация, в материале есть их синхроны, пусть даже и формальные.
От темы 1 сентября, в отличие от каналов, сфокусировавшихся исключительно на внутренней повестке, перешли к обзору международных событий, среди которых обстоятельно остановились на перевороте в Габоне. Затем было что-то не совсем понятное про День Конституции, построенное на рассуждениях Танирбергена Бердонгарова.
И завершила выпуск история про Диану Иванову. Это девочка, которую страшным образом избивала родная биологическая мать. Девочка живет сейчас в Конаеве, возвращается к нормальному состоянию. Автор Айгуль Мухамбетова встретилась с девочкой и удочерившей ее женщиной, а также с медиками, которые провели уникальную пластическую операцию по восстановлению лица Дианы. Нос, губы серьезно пострадали из-за нанесенных матерью увечий. Сюжет местами походил на рекламу клиники, проведшей операцию, но смотрелся с волнением, как большинство таких душераздирающих историй, преображениями и фото «до» и «после».
Таковы выпуски аналитических программ ТВ о событиях недели с 28 августа по 4 сентября.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.