Астана. 7 сентября. КазТАГ – Любой бизнес в Казахстане так или иначе питается от бюджетной кормушки, считает финансовый аналитик Арман Бейсембаев.
«Когда вы завязываете все таким образом, что практически любой бизнес в стране зависит от госзаказа, когда ты ничего не можешь заработать или если ты пытаешься самостоятельно работать, тебе придется конкурировать с государством, вот в чем проблема. Хотя на самом деле государство должны было уйти и дать состояться той самой конкуренции, когда свободные экономические агенты на свободном экономическом поле без государства друг с другом конкурируют и дальше по принципу выживает сильнейший, выживает тот, кто адаптировался», — сказал Бейсембаев в интервью журналисту Асету Матаеву.
Он пояснил, что государство должно выступать верховным арбитром, который обеспечивает стабильность, предсказуемость и прозрачность правил игры и следит за их соблюдением.
«А государство все на себя завязало, опять же, через квазигосударственные структуры, через госзаказы все на себя завязало и опосредованно и практически ни один бизнес в стране не может существовать в отрыве от этого госзаказа либо через один, две, три прокладки. Когда вы начинаете прослеживать цепочку контрагентов, вы рано или поздно приходите к государству, оно является конечным бенефициаром. Потому что там госзаказ, тут эти перезаказали, эти у этих взяли и так далее. И оказывается, думая, что ты самостоятельный, ты напрямую питаешься у государства, у бюджетной кормушки, вот в чем проблема. Самостоятельного бизнеса у нас в стране не существует и даже те, кто думает, что у него самостоятельный бизнес, нет, очнитесь, вы все равно все зависите от государства. В этом была суть всех изменений, которые были после 2009 года, завязать всех так, чтобы все зависели от государства, это ручное управление», — пояснил эксперт.
Матаев поинтересовался у него касательно назначения Тимура Сулейменова на пост председателя Национального банка: «С ним есть какие-то ожидания, в том, что базовую ставку должны пересмотреть, президент сказал, что кредиты должны быть пересмотрены, доступные бизнесу, а учитывая нашу сырьевую направленность экономики, какая идеальная модель экономики, по-вашему?»
«Идеальная модель экономики рыночная. Государство, на самом деле, должно потихоньку уходить из частного сектора, отдавая все в частные руки и с другой стороны не мешать производителям, где-то, может быть, поспособствовать. Но в основном, мы, на самом деле, к сегодняшнему дню, дошли до такой ситуации, когда практически все говорят в один голос, что помогать нам не надо, не мешайте, мы сами разберемся, что нам делать. А когда государство приходит с засученными рукавами и говорит, сейчас буду причинять вам добро, когда такая ситуация происходит, люди говорят, что от помощи государства становится хуже. Мы вам налоги же платим, все, на этом заканчивается. Вы нам должны обеспечивать неприкосновенность частной собственности, конституционные права, обеспечивать возможность свободно и честно конкурировать, а для этого должны быть честные суды, свобода слова, самовыражения и вот это все. Это все, чем должно заниматься государство, верховный арбитр», — сказал аналитик.
По его словам, «все остальные внизу должны работать так, как они хотят работать, если только твоя деятельность не выходит за рамки закона».
«Это то, как должна функционировать нормальная экономика, а когда у вас чиновники приходят и говорят, сейчас мы малому бизнесу начнем применять добро, это ничем хорошим не заканчивается. Каждый раз, когда президент говорит, что мы должны помогать малому и среднему бизнесу, малый и средний бизнес хватается за голову и говорит: «Нам конец». Потому что начинают активно «помогать», — сказал Бейсембаев.