Война Миров. Российская пропаганда и СВО

Качество ведения войны и качество пропаганды не могут существовать отдельно

Кремль на Украине ведет войну на истощение в византийском формате. «Византийский» означает длительный срок и выстраивание такой модели боевых действий, которая при неблагоприятном развитии событий защищает от серьезной катастрофы. В случае успеха данный подход безоговорочной победы тоже не дает. Проблема в том, что в условиях информационного общества с его скоростями передачи данных позиционная война требует адекватного пропагандистского сопровождения, с чем российские «охранители» явно не справляются.

Альбер Камю в свое время писал, что когда начинается война, то всякое мнение, не берущее ее в расчет, начинает звучать неверно. Сами возможности пропаганды при этом лимитируются ситуацией на фронте и в тылу. В истории есть яркий пример, когда военная реальность очень быстро разнесла картинку, которую в патриотической парадигме рисовали СМИ. Это польская пресса сентября 1939 года.

Газеты писали о том, что у Гитлера нет шансов на победу, а тем временем правительство и генштаб покидали Варшаву, военными подрядами чиновники заниматься прекратили, а тут и немецкие моторизованные авангарды вошли в предместья польской столицы. Разумеется, в ходе войны любые масс-медиа много лгут и скрывают правду, но чтобы информационный поток внушал доверие, ему необходимо хотя бы частично совпадать с реальностью.

Очевидный сбой российской пропаганды последнего времени – это призывы ведущего Владимира Соловьева и депутата Госдумы Андрея Гурулева нанести удары тактическим ядерным оружием по украинской территории. Один раз даже фигурировал населенный пункт Работино, который с точки зрения российского законодательства является территорией Российской Федерации.

Когда высшее политическое руководство не проявляет решительности, целеустремленности и энергичности в ведении боевых действий, то пропаганда уже не в состоянии длительное время поддерживать общество в необходимом мобилизационном тонусе. Это неизбежно проявляется во всевозможных замерах общественного мнения, потом пропагандистам ставится на вид падение качества их работы, а у тех уже сдают нервы от однообразной тематики и случаются эксцессы вроде соловьевско-гурулевского.

Солдат на позиционном фронте может день за днем сидеть в окопах, участвовать в перестрелках, наблюдать за передним краем противника, пытаться отличать свои беспилотники от вражеских. А вот журналист не может изо дня в день делать эту картинку интересной для массового зрителя. Работнику масс-медиа нужна динамика, а ее уже длительное время нет.

Проблема соловьевско-гурулевской «бомбы» в том, что сделанные заявления на первом федеральном канале пошли в противоход «византийской» схеме и значительно подняли интерес к украинской тематике. Война на истощение переводит главный акцент на состояние и возможности тыла. В такой ситуации разговоры про всякое «атомное» вообще необходимо прекращать, чтобы у нейтральных государств, которые торгуют с Россией и поставляют ей критически важную продукцию, не возникало проблем еще и с негативным морально-информационным фоном в отношении Москвы.

Тыл гибридной войны у России не в лучшем состоянии. PR в отношении героев СВО осуществляется неудовлетворительно, без огонька. Если сравнивать с тем, как тиражировались подвиги героев Великой Отечественной войны, так это вообще небо и земля.

Если пропаганда на передовой упирается в статичную линию фронта, то в тылу ее ограничивают политические решения ничего кардинально не менять. Никакой серьезной мобилизации экономики Кремль не проводит, а это в условиях войны приводит к тому, что олигархи становятся на миллиарды долларов богаче, тогда как у населения реальные доходы падают.

Россию сильно спасает ее гигантский внешний периметр. Если мы обратимся к истории Германии в Первую мировую войну, то поначалу в экономической блокаде со стороны Антанты была пара-тройка хороших «окон». Швеция, например, стала закупать шоколада и кофе в девять раз больше, чем до войны, а потом реэкспортировать это в Германию. Но со временем Лондон и Париж провели меры по «рационированию» потребностей нейтральных государств и каналы «излишков» с помощью действий флотов перекрыли. В конце концов кайзеровская армия, не имевшая сокрушительных поражений на фронте, была сломана голодом гражданского населения в тылу.

У Москвы есть Китай, через который она получает практически все. Очень большое окно поставок действует через Турцию. Перекрытие со стороны США параллельного импорта через Казахстан в этом плане не в состоянии решить проблему отключения России от получения критически важной продукции.

С политической точки зрения применение тактического ядерного оружия против Украины создаст просто гору проблем для Кремля, в том числе в сфере внешней торговли. Да и страны вроде Дании, которая уже отдала Киеву все находившиеся на вооружении САУ (все 20 штук) будут озабочены тем, какое бы еще оружие поставить Незалежной. Но пропаганде нужно поддерживать интерес общества к событиям на фронте, а потому пластинку про атомную бомбу стали гонять на повышенной громкости.

Гипотетически для «византийской» модели ведения войны есть и «византийская» модель информационно-пропагандистского сопровождения. Но такие фигуры как Владимир Соловьев не умеют работать в указанной парадигме. Подобные вещи вообще требуют системного подхода, а системы в подачи информации у России так и не сложилось за все время СВО.

Некачественная работа «охранительской» пропаганды упирается своими корнями в ситуацию с «мягкой силой» Москвы. В свое время, насмотревшись на то, как западные политики, спецслужбы, идеологи и пропагандисты «развели» постсоветское пространство на бусы «Града на Холма», в Кремле загорелись желанием повторить, но уже в собственном исполнении.

Получилось не очень. За время после распада СССР и до войны РФ вложила в Украину в общей сложности $200 млрд (включая льготные тарифы на энергоносители), но результат очевиден. Под видом «мягкой силы» деньгами накачивались русофобские режимы, а какие-либо другие эффекты не наблюдались. Фактически потраченные ресурсы дали результаты обратные декларируемому целеполаганию.

Внутри РФ продолжает действовать массовая «пятая колонна». Чтобы с ней эффективно бороться, нужно отнять большой кусок пирога у олигархов и коррупционеров, а это требует сильного и длительного напряжения политической воли. Кремль по этому поводу напрягаться не хочет и пытается обойтись полумерами.

Проблема в том, что «пятая колонна» в той или степени преследует цель поражения и сдачи страны Западу. То есть перенаправить ее усилия в другое русло невозможно, поскольку все эти люди уже находятся в жестко заданной парадигме. Можно ли нейтрализовать ее деятельность полумерами – сказать сложно, но пока полтора года войны никакого положительного результата не дали.

Игры с «мягкой силой» показали, что на ней можно украсть просто гигантские ресурсы и ни за что не отвечать. Попутно «мягкосильные» деньги серьезно коррумпировали российских же чиновников, дипломатов, сотрудников спецслужб. Работу военных всегда можно проконтролировать: взяли город или сдали? С «мягкой силой» в реалиях российских «распилов» ничего подобного не наблюдается.

Россия исторически не умеет использовать «мягкую силу», кроме периода Сталина-Хрущева. Но тогда Москве в помощь работал советский социалистический проект, а поколение участников революции, гражданской войны и строительства нового государства отличалось чрезвычайно высоким организационным ресурсом. Сегодня таких людей в российском правящем классе как массовой прослойки нет.

«Мягкая сила» – это большая работа спецслужб, психологов и вообще целого кластера специалистов, которые определяют слабые стороны противника и инструментарий воздействия на них. Попутно знание собственных слабых сторон и умение их защищать. Россия оказалась неспособной использовать разработанный Западом инструментарий на поле борьбы с ним.

Пропаганда, по сравнению с «мягкой силой» – это менее сложный уровень работы. Здесь внимание обращено в первую очередь на собственное население, а работа на внутреннем контуре благодаря поддержке административного ресурса намного легче, поскольку на внешнем контуре адмресурс работает против российских пропагандистов.

Эффективность российской пропаганды в ее нынешнем виде и состоянии могут повысить только успехи на фронте.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.