Война Миров. Убийственный простор Ближнего Востока

Еврейско-арабский кейс не имеет вариантов сохранения лица для всех сторон конфликта

Свирепая риторика израильского государственного руководства в отношении ХАМАС и Сектора Газа неделя за неделей не переходит в наземную операцию против палестинского анклава. Военные эксперты утверждают, что дело это не такое простое, как может показаться неспециалисту. Однако главные факторы задержек здесь геополитические. Именно они создают туман рисков, который невозможно просчитать наверняка никакими аналитическими структурами.

Государство Израиль – это эксклав коллективного Запада на Ближнем Востоке. В такой ситуации Тель-Авив не может выступать самодостаточным игроком, учитывая враждебное окружение к нему со стороны арабского и большой части мусульманского мира.

Фактически Израиль в положении государств крестоносцев эпохи средневековья, которые могли отбиваться от своих врагов на Святой земле лишь до тех пор, пока из Европы регулярно поступали помощь и поддержка. Но однажды подмога опоздала, и эпоха крестовых походов завершилось фиаско для длительного геополитического проекта.

Сразу две авианосные группировки от президента Джо Байдена к берегам Восточного Средиземноморья – это именно пожарные действия в экстренной ситуации. США остаются главным донором и гарантом безопасности Израиля. Другое дело, что первоначально высказанная Белым домом полная поддержка действий Тель-Авива из-за варварских ударов по гражданским объектам в Газе перешла в требование работать «мягче». Для кабинета Биньямина Нетаньяху это означает невозможность «окончательного решения» палестинского вопроса, а с ним и отсутствие силового выхода из стратегического тупика.

Дипломатический вариант выхода из арабо-израильской проблемы существовал до 7 октября. В этом случае Сектор Газа продолжал бы тихо умирать, а его население стало бы искать лучшей доли в эмиграции. Ну а Западный берег реки Иордан постепенно растворялся бы в новых еврейских поселениях. Проблема неизбежно искрила бы из года в год, но без экстраординарных случаев.

Нападение ХАМАС 7 октября резко поменяло привычный порядок вещей. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) больше не воспринимается как несокрушимая сила для его мусульманских визави. Как результат, резко понизился порог вхождения в большую войну со стороны Ирана. Проиранская «Хезболла» в Ливане ведет перестрелки с израильтянами, но к масштабным боевым действиям не переходит, поскольку ставки слишком высоки и нужна политическая отмашка из Тегерана.

Турция в 1,5 раза увеличивает военный бюджет на 2024-ый год. Реджеп Эрдоган – это политический лидер, который всегда готов и умеет проводить высокорисковую политику хоть на внутреннем, хоть на внешнем контуре Турции. Когда вероятность большой войны резко выросла, то фактор времени становится критическим. К часу «Х» Анкара намерена подойти максимально подготовленной и отмобилизованной. Воевать в условиях рыночной экономики вообще хлопотно. До начала войны в Восточной Европе западноевропейские страны НАТО покупали 155-мм снаряды за 2 тысячи евро, а теперь уже за 8.

В современном мире главный конкурент глобальном лидеру в лице США – это Китай. Вашингтону удалось сплотить НАТО (кроме Турции) и Запад вокруг Израиля, но в результате американцы теряют позиции на глобальном Юге в пользу Пекина. Формально Поднебесная ведет себя сдержанно, однако заявления о том, что Тель-Авив превышает меры самообороны и для справедливого разрешения конфликта необходимо выполнить резолюцию ООН по созданию Палестинского государства в реальности ставят ее в антиизраильский лагерь.

После того, как Пекин помирил Саудовскую Аравию и Иран, он стал еще и новой геополитической «крышей» для заинтересованных игроков Ближнего Востока. КНР большая война в этом регионе совсем не нужна, ибо США могут под это дело устроить экономический разрыв между Китаем и Европейским союзом. Плюс регион Персидского залива остается главным источником для поступления углеводородов в Поднебесную. Если Вашингтон и Тегеран сцепятся в военной схватке по полной программе, то стабильность энергетических поставок с Ближнего Востока неизбежно рухнет. Вместе с тем геополитический вес Пекина не позволяет ему отсидеться в стороне или просто отмолчаться.

Пакистан – стратегический партнер КНР – не имеет дипломатических отношений с Израилем, зато располагает ядерным оружием, и пакистанские парламентарии предлагают пустить его в ход против Тель-Авива.

Очень показательным примером новых реалий стал отказ глав Иордании, Египта и Палестины от встречи с президентом Байденом. Аналога таким действиям в XXI веке просто нет. При этом те же Амман и Каир вовсе не горят желанием воевать с Израилем, но арабская улица экстраполирует уничтоженные ЦАХАЛ больницы и мечети на Вашингтон, а потому правителям приходится реагировать. Китай в таких условиях быстро набирает очки в противостоянии с США что по линии Север-Юг, что по оси Восток-Запад.

Для России обострение ситуации между евреями и арабами (иудеями и мусульманами) бесспорный подарок судьбы. Информационное внимание от войны на Украине отвлечено до такой степени, что Жозеп Боррель, верховный комиссар ЕС по внешней политике, сделал замечание журналистам, которые на пресс-конференции не задали ему ни одного вопроса по Незалежной.

На словах Белый дом и Брюссель заявляют, что Киев не бросят и продолжат оказывать ему поддержку, но в реальности дополнительных ресурсов у США и Евросоюза после 7 октября не прибавилось, тогда как мест для их использования стало больше, и еще непонятно какое из них станет более затратным.

Москва под шумок ближневосточных событий начала наступление в районе Авдеевки, дабы прекратить артиллерийские обстрелы Донецка со стороны ВСУ. Особого успеха пока не заметно, зато видно, что в расходе боеприпасов и применении тяжелых систем вооружений российская сторона себя не ограничивает. Сегодня Украина тратит снарядов в сутки примерно на 250% больше, чем получает. Арифметика подсказывает, что такое не может продолжаться долго.

Палестино-израильский конфликт показал, что произраильское лобби в российской правящей элите и информационном поле заметно ослабло по сравнению с периодом до СВО. Это связано с тем, что значительная часть либеральной тусовки покинула Россию с началом боевых действий. Военная помощь Тель-Авива Киеву тоже не осталась незамеченной. Ну и ковровые бомбардировки Сектора Газа сами по себе привлекательности Израилю не добавляют. В общем, Москва тоже выступает за создание палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме в соответствии с резолюцией ООН.

Интересные метаморфозы происходят в Германии. Немецкие чиновники, воспитанные на покаянии за холокост, столкнулись с ростом антисемитских настроений со стороны многочисленной мусульманской общины страны. Совсем недавно Ангела Меркель звала в ФРГ беженцев с Ближнего Востока, обещая принять и обустроить всех. Ну а теперь за публичные акции в поддержку ХАМАС и Палестины прокуратура угрожает уголовным преследованием. Школьникам запрещены даже шарфы в цветах палестинского флага. Стали звучать призывы депортировать пропалестински настроенных мигрантов за пределы Германии.

В сложной ситуации оказался генсек ООН Антониу Гутерриш. В масштабе организации симпатизантов Израиля в разы меньше, чем его врагов. После слов Гутерриша про «жители Палестины в течение 56 лет жили в удушающей оккупации» представитель Израиля в ООН Гилад Эрдан потребовал от генерального секретаря уйти в отставку.

Отсутствие полномасштабной наземной операции в Секторе Газа (рейдовые акции израильтяне совершают) не означает ослабления эскалации. Наоборот, громкие заявления продолжаются и звучат все чаще, особенно от лиц второго эшелона государственного руководства. Не прекращаются израильские удары по территории Сирии. Дамаск, в свою очередь, давно находится в очереди желающих поквитаться с Тель-Авивом, но в текущих раскладах он способен воевать только вторым темпом.

Если Египет не горит желанием связываться с ЦАХАЛ, то на южном краю Африки Палестина получила полную поддержку. В ЮАР члены правящей партии «Африканский национальный конгресс» в парламенте ходят в «арафатках», президент Сирил Рамафоса совершил рабочую поездку в Египет и, по утечкам, советовал Каиру не дрейфить, ведь он тоже величина и сила. Министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор посетила Тегеран и президент Ирана Ибрахим Раиси поддержкой Палестины со стороны этого африканского государства остался доволен. В общем, тектонические сдвиги в международной политике из-за очередной арабо-израильской войны продолжаются.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.