Антисемитизм стал неожиданно мощным побочным эффектом кровавых событий на Ближнем Востоке. Израиль ни может не проводить наземную операцию в Секторе Газа, ибо поставлена цель полного уничтожения ХАМАС. Значит, жертвы среди гражданского населения Палестины продолжат увеличиваться. Все это с одной стороны усиливает нелюбовь к евреям, а с другой превращается в проблему политической стабильности для ряда государств.
Казахстан при любом геополитическом зигзаге, когда начинает искрить и кровавить, сразу «отмораживается», принимая позицию «я в домике». Исключение составляет только щедрое финансирование, за которое его получатели способны публично высказаться на заданную тему.
Теперь можно утверждать, что продюсер Нуртас Адамбай денег из западных фондов не получает, поскольку антисемитизм в оплаченную повестку у них не входит. Предложение шоумена отменить концерты Андрея Макаревича за призывы к истреблению мусульман (так он трактует высказывания российского иноагента) – это новинка в политической жизни Казахстана. Раньше истерики по поводу отмены российских музыкантов строились по линии их отношения к войне на Украине, и тот же Макаревич спокойно гастролировал по республике.
С куда более серьезным вызовом столкнулось российское руководство. Кремль антисемитское перевозбуждение в Дагестане (сначала Хасавюрт, а потом Махачкала) списал на действия украинской ЦИПсО (Центр информационно-психологических операций) и западных структур, однако сама по себе ситуация заставила Владимира Путина провести экстренное заседание по положению дел в Дагестане.
Политика России по отношению к Израилю непоследовательная, из-за чего резкие петляния основательно путают публику. Сначала Москва задерживает отправку Ирану комплексов ПВО С-300, хотя Тегеран их оплатил, чтобы не раздражать Тель-Авив. Потом Иран становится стратегическим партнером и с его помощью строится завод по производству дронов-камикадзе в России.
После того, как со складов Пентагона в Израиле 300 тысяч снарядов ушли на Украину, отношения Москвы и Тель-Авива заметно ухудшились. Израиль себе довольно четко представляет, какие проблемы ему может создать Кремль учитывая враждебное арабское окружение, однако Киеву под давлением Вашингтона – главного союзника – все равно оказывал военную помощь.
Очередная палестино-израильская война вообще довольно резко активизировала линии раскола в российском политическом и правящем классе. Официально Россия выступает за создание Палестинского государства в соответствии с резолюцией ООН №181 от 29 ноября 1947 года. При этом большинство олигархов в РФ евреи. Множество экспертов на центральных телеканалах тоже евреи, что привело к волнам диссонанса в оценке происходящих событий на Ближнем Востоке (евреи разрывались между установками государственной пропаганды и собственной идентичностью).
Во всей этой неразберихе штурмующие аэропорт Махачкалы даже непонятно какие цели преследовали: они хотели поддержать российский МИД в свете его переговоров с представителями ХАМАС или возмутиться действиями Кремля из-за недостаточной поддержки Палестины? В любом случае президенту страны все это не понравилось, и он потребовал от силовиков жесткого наведения порядка в кратчайшие сроки.
Давно забытые в России проявления антисемитизма вдруг выскочили как чертик из табакерки. Проявился он в исламских субъектах федерации, что тоже вполне естественно, поскольку Палестина – это традиционная болевая точка для мусульман. Российские идеологи не могут создать гармоничный конструкт, в котором противостояние Западу, Украине и Израилю (на сторону которого встал коллективный Запад) не било бы рикошетом по обществу в самой России. В общем, ситуация застала власти врасплох и требует стратегии, а ее пока нет.
Произошедшие события в Дагестане сильно контрастируют с тем, как прошел митинг Реджепа Эрдогана в Стамбуле. Площадь была во флагах Турции и Палестины, собравшиеся скандировали антиизраильские лозунги, но все это работало только на консолидацию вокруг фигуры президента и власти в целом. В Иране тоже все под контролем политического руководства. А вот Москва с одной стороны не может удержаться от поддержки исламского фронта против коллективного Запада (дабы он оттягивал ресурсы врагов), а с другой стороны недостаточно ловко и осторожно обращается с опасным предметом. Как бы то ни было, задействовать дагестанскую пассионарность в зоне СВО получается лишь частично.
Интересные вещи происходят в Германии. Когда в 2016 году мигранты насиловали немок в Кельне, то полиция и власти осуждали за это самих женщин и заставляли их извиняться за «провоцирующее поведение». Теперь же люди с палестинскими флагами и антиеврейскими лозунгами резко стали нежелательными персонами. Официальные лица заявляют, что такого вызывающего поведения со стороны мусульман не потерпят и будут их депортировать. Здесь уже не физиология, это – политика, а потому смягчающих вину обстоятельств нет. «Защита евреев является главным приоритетом для всех полицейских!», – заявил Йохен Копельке, федеральный председатель профсоюза полицейских.
По информации министра внутренних дел Франции Жеральда Дарманена, после 7 октября зафиксировано 819 антисемитских актов и произведено 414 задержаний. Министр заверил, что большое количество полицейских, жандармов и военных обеспечивает безопасность проживающих во Франции евреев и еврейских религиозных, культурных и образовательных учреждений.
В Китае традиционно доминируют позитивные стереотипы о евреях, как о людях трудолюбивых, умных, финансово грамотных и влиятельных. В том числе благодаря кинематографу. Однако в свете «атмосферных» фотографий и сюжетов из Сектора Газа количество антисемитских высказываний на социальных платформах продемонстрировало взрывной рост, тогда как рейтинг кинокартины «Список Шиндлера» резко упал.
Иудейская культура, при всей ее глубине, предельно не универсальна (в отличие от греческой, например), а потому у политического руководства Израиля сейчас постоянно идут отсылки к Ветхому завету. Если сказать проще, то стереотипы мышления требуют уничтожения ХАМАС без остатка. Сделать это без гуманитарной катастрофы гражданского населения Сектора Газа невозможно, поскольку боевые действия ведутся на ограниченной и очень плотно заселенной территории.
Перед Тель-Авивом в полный рост стоит проблема восстановления имиджа ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля). После провала 7 октября арабские и исламские соседи увидели, что Израиль, прежде крушивший своих противников при меньших военных силах, теперь может делать это лишь на превосходстве в ресурсах.
Из-за этого резко возрастает роль США. Пока американцы не могут бросить Тель-Авив, но и ни перед кем в Белом доме не стоит дилемма «Штаты или Израиль?» А геополитические расклады тем временем становятся все более сложными и опасными. Последний всплеск гонки вооружений на Ближнем Востоке однозначно имеет в виду будущую схватку с Тель-Авивом без вашингтонской «крыши».
Цены на нефть сначала упали на $1, что все расценили как надежду трейдеров избежать эскалации большой войны на Ближнем Востоке. Но уже на следующей сессии фьючерсы стали отыгрывать, поскольку ЦАХАЛ все глубже втягивается в Сектор Газа, а Иран может не ограничиться одними устными запугиваниями.
По факту рост антисемитизма стал «черным лебедем» (неожиданным фактором) для многих правительств и экспертов. Учитывая, что количество жертв на территории Палестины постоянно растет, это может быть далеко не единственным неприятным сюрпризом происходящих кровавых событий, даже если до большой региональной войны дело в ближайшее время не дойдет.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.