Все более неопределенным для политической элиты Израиля становится вопрос гипотетического палестинского урегулирования. На протяжении последнего месяца ключевой союзник – США, – публично старался не критиковать Тель-Авив за непропорциональное применение силы. Однако общий негатив от спецоперации в Секторе Газа начал разрушать отношения Вашингтона с арабскими странами – все больше арабских лидеров просто отказываются встречаться с чиновниками Госдепартамента США.
Кроме того, свою роль сыграли и атаки проиранских формирований на военную инфраструктуру США в Ираке и Сирии. Счет безвозвратных и санитарных потерь американских военнослужащих уже перевалил за сотню. Вашингтон понимает, что дальнейшая эскалация конфликта неминуемо втягивает страну в новую большую войну на Ближнем Востоке – и, возможно, не только с Ираном.
А потому США в последние пару недель все чаще старается дистанцироваться от жестких действий и заявлений Израиля. Попыткой снять напряжение в американо–арабских отношениях стали призывы к Израилю «соблюдать каноны войны». Это обстоятельство указывает на то, что внешнеполитический имидж США оказался в заложниках у радикального крыла израильской политической элиты.
В итоге советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан обозначил американские «красные линии» для Тель-Авива:
Джейк Салливан. (Фото: washingtoninstitute.org)
- Вашингтон не поддерживает повторную оккупацию Сектора Газа (т.е. возврат к ситуации 1967-2005 годов);
- Вашингтон не согласен с перемещением палестинского населения из Сектора Газа;
- Вашингтон не поддерживает идею сокращения территории анклава.
Таким образом, Вашингтон обрезает для Тель-Авива все реальные варианты контроля над территорией Газы – поскольку ни воздушная операция, ни краткосрочная наземная операция не могут гарантировать долгосрочного прекращения атак ХАМАС. Этого результата возможно добиться только долгосрочным многолетним присутствием армии Израиля в секторе. И именно этот вариант США, ЕС и арабские страны сейчас и заблокировали.
По мнению чиновников США, контроль над сектором после израильской операции должен перейти к Палестинской национальной администрации (ПНА). При этом за скобками остается тот факт, что население сектора Палестинскую национальную администрацию не поддерживает.
Теоретически административное объединение Западного берега и Сектора Газа может рассматриваться как первый шаг к признанию Палестинского государства в границах 1967 года. Это политическое решение американская администрация пытается предложить арабскому миру в качестве репараций от Израиля за непропорциональное применение силы.
Само по себе появившееся требование передачи сектора ПНА показывает, что Вашингтон рассчитывает на кратковременную операцию Израиля – не более трех-четырех месяцев. Но за столь короткий срок Израиль успеет лишь зачистить военное крыло ХАМАС. Политическая поддержка ХАМАС в секторе, наоборот, только возрастет. Потому контроль ПНА, скорее всего, будет формальным, а деятельность ХАМАС просто будет вестись в неформальном/подпольном ключе. Террористические операции возобновятся через несколько месяцев после ухода армии Израиля, как только ХАМАС восстановит свое военизированное крыло.
При этом любая сделка с Израилем делает из руководства Палестинской национальной администрации предателей в глазах не только жителей Газы, но и всего арабского мира. Не случайно Махмуд Аббас заявил о желании провести всеобщие парламентские и президентские выборы – как раз, чтобы передать власть преемнику и снять с себя обвинения в предательстве палестинских интересов.
Еще один фактор, который понимают в Тель-Авиве, но недооценивают в Вашингтоне – риск распространения идеологии ХАМАС на Западный берег из Сектора Газа. Долгое время Западный берег был политической вотчиной Движения за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Но сейчас в молодежной арабской среде градус поддержки идей ХАМАС будет возрастать по мере продолжения военных действий в Газе. В 2006 году ХАМАС уже выигрывал выборы в Палестинский законодательный совет, после чего новых избирательных кампаний уже не проводилось.
В складывающейся ситуации умеренная позиция ФАТХ в арабской среде воспринимается как пораженческая. И предстоящие выборы практически гарантированно выиграют радикалы: либо бывшие выходцы из структур ХАМАС, либо координирующие свои действия с ХАМАС. Политическая консолидация Сектора Газа и Западного берега в итоге произойдет – но не под управлением умеренной ПНА, а под контролем радикальных палестинских организаций.
Поэтому текущие инициативы Вашингтона представляются поверхностно-ситуативными, не решающими проблемы палестинского терроризма на стратегическом уровне. А Израиль, в случае следования этим требованиям, обречен на бесконечное повторение террористических атак и ракетных обстрелов.
Вашингтон публично подтверждает готовность оказывать финансовую и военно-техническую помощь Тель-Авиву. По этому вопросу имеется консенсус в Конгрессе. Но сроки оказания данной помощи ориентируются на проведение краткосрочной – в пределах нескольких месяцев, – операции. На больший срок Вашингтон помощь пока не планирует, поскольку сказывается неопределенность следующего президентского избирательного цикла в США.
Как изменятся настроения в Вашингтоне, если Израиль не сможет стабилизировать обстановку в Секторе за эти месяцы? И какое давление это окажет на другие зоны дестабилизации в мире: от Украины до Ирака и Сирии, везде, где американские прокси-структуры подвергаются ударам борцов с колониализмом?
Есть большие сомнения, что США с сателлитами смогут «тянуть» одновременно несколько масштабных войн. Израиль понимает ненадежность гарантий от США. Поэтому министр иностранных дел Эли Коэн подчеркнул, что операция в Секторе Газа будет продолжаться даже без западной поддержки. Пока все говорит о том, что Тель-Авив вполне способен выиграть начавшуюся наземную военную операцию, но в политическом смысле терпит стратегическое поражение. Приемлемого решения палестинского вопроса у стран Запада нет.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.